Кадры, которые исцеляют душу
В этом году в жюри Байкальского международного кинофестиваля «Человек и природа» имени В.Г. Распутина вошли продюсеры, которые оценивали работы не только с точки зрения соответствия тематики и мастерства режиссеров, но и как продукт киноиндустрии. Его возглавил продюсер, специалист по региональному кино Дмитрий Якунин. В жюри также вошли режиссер и продюсер Сарфараз Алам, промоутер якутского кино Сардана Савина, московский режиссер и продюсер Мария Филькенштейн, ведущий продюсер Регионального фонда поддержки кино Союза кинематографистов России Ольга Филонова, а также креативный продюсер, сценарист, копирайтер, старший редактор Института развития интернета Дарья Павлотос, которая поделилась своими впечатлениями о фестивале.
– Все фильмы конкурсной программы соответствовали теме симбиоза человека и природы. Выбирать было крайне сложно, – говорит Дарья Павлотос. – У нас была безумная ночь перед финалом – мы спорили, потому что у каждого из членов жюри в основных номинациях было по несколько претендентов на приз. Словом, программа была просто потрясающая. Еще очень здорово, что у нас была возможность смотреть фильмы в залах кинотеатров вместе со зрителями. В итоге мы ориентировались не только на наше профессиональное мнение и чутье, но и на то, как реагируют люди разных возрастов. Удивило то, что иркутяне оказались настоящими киноманами. Некоторые ходили на показы изо дня в день с десяти утра до девяти вечера. Некоторые посещают фестиваль каждый год, хорошо ориентируются в режиссерах, драматургии.
– Были ли в этом году экологические темы, которые поднимались сразу в нескольких фильмах?
– Да, был ряд фильмов, посвященных проблеме засухи на Земле. И каждый режиссер предлагал свое авторское решение. Фильм французского режиссера Хамида Сардара «Слезы на песке», получивший приз имени Михаила Ромма, – настоящее документальное кино, очень трогательное и качественное. Фильм «Жизнь в капле воды» иранского режиссера Фаршида Азари, который получил приз «Байкал» за остроту поставленной экологической проблемы, это классика драматургии, когда без закадрового текста, через движение рук главного героя, его шаги понятно все. Приз имени Михаила Ромма за лучший документальный фильм получил чешский фильм «Сказка ворона», который сделан как готическая сказка. И что удивительно, у каждого персонажа своя линия. Эта картина про то, что леса высыхают из-за вмешательства человека в природу. Нарушается природный баланс, и от этого страдает много животных, птиц и растений.
Была также представлена целая серия фильмов, посвященных индивидуальному вкладу человека в природу. В том же фильме «Жизнь в капле воды» один человек спасает целый район животных и птичек от засухи, принося на своей спине воду в горы. Другой герой в «Известии от дельфина» тайваньского режиссера Хун Сян Чжана борется с ветрогенераторами, прямо как Дон Кихот.
– В программе было представлено два иркутских фильма, и оба получили награды, ваше мнение о них?
– Фильм «Лежбище быка» Вячеслава Столярова – про симбиоз кочевников и яков, их зависимость друг от друга. Некоторые члены жюри говорили, что в фильме нет главного героя, но фишка в том, что там все это сообщество существует как единый организм. Это прекрасная, человеческая, масштабная по съемкам картина. Она получила спецприз «За возможность ощутить дыхание Земли».
«Шишкинские писаницы» – замечательный фильм, где Юлии Бывшевой удалось рассказать про скалу с петроглифами так, что все с придыханием следили за этой историей. И невозможно было оторваться от главных героев – замечательных исследователей этого природного памятника.
– В этом году Гран-при получил игровой фильм, расскажите почему?
– Самое главное ведь не в том, игровой это фильм или документальный, а в том, какое высказывание он несет. Автор поднимает проблематику в той или иной форме и доносит свою мысль до зрителя. Игровыми средствами это высказывание даже иногда бывает более точным. Тем более, что игровые фильмы в этом году были очень интересны, и в этой категории у нас тоже развернулись споры.
Все картины хороши с точки зрения драматургии и крепкого сюжета. В большинстве есть потрясающая работа операторов и художников-постановщиков. Например, фильм «Дух Байкала» российского режиссера Михаила Расходникова снят на уровне голливудских фильмов-катастроф. Он стал лучшим игровым фильмом.
А фильм «Под вечным синим небом» режиссера Елены Емельяновой получил Гран-при еще и потому, что в нем есть сильная личная история. Там каждая деталь выверена и работает на основную идею – цвет, свет, игра актрисы. Кино сделано на высшем уровне режиссуры. Это история о том, как природа помогает пережить человеку очень сильную глубокую травму. Он создавался еще до ковида, а вышел сейчас, когда тема потери близких как никогда актуальна. После просмотра зрители подходили к людям, которые представляли фильм, и благодарили со слезами на глазах. Это как раз тот случай, когда искусство помогает исцелению души.