Около 1,3 тыс. человек заболевают раком молочной железы за год в Иркутской области
Пресс-конференция на тему: «Неделя борьбы с раком молочной железы» состоялась 3 октября 2023 года в пресс-центре газеты «Областная».
Со 2 по 8 октября в Иркутской области проходит Неделя борьбы с раком молочной железы (в честь месяца борьбы с раком молочной железы).
– Я бы обозначил рак молочной железы, как тихую эпидемию. Он стоит на втором месте после заболеваний кожи, при этом рак кожи протекает значительно легче, – рассказал главный врач ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», главный внештатный онколог министерства здравоохранения Иркутской области Роман Зубков. – В последние десятилетия это заболевание набирает обороты, в течение года им заболевают 1340-1350 человек. Раком молочной железы заболевают не только женщины, но и мужчины (1 чел. на 100 тыс. чел). Среди женского населения, рак молочной железы занимает первое место. Всего под диспансерным наблюдением в Иркутской области по раку молочной железы находится более 12 тыс. человек из 68 тыс. всех онкобольных региона. Это все те, кто, когда-либо перенес заболевание или болеет сегодня. В сравнении с другими регионами России заболеваемость раком молочной железы в Иркутской области такая же, как в среднем по стране и СФО, за исключением закавказских регионов, где статистика ниже. Ученые связывают эту тенденцию с традиционным семейным укладом. Кавказские женщины более стабильно проходят все циклы беременность-роды-вскармливание грудью. Это для молочной железы очень важно с эволюционной точки зрения. Рост заболеваемости раком молочной железы отчасти объясняется образом жизни современных женщин, их нежеланием рожать детей, кормить их грудью, либо роды происходят в более позднем возрасте. Если в 70-х годах прошлого века женщина рожала первого ребенка в возрасте от 18 до 27 лет, то теперь этот возраст сдвинут почти на десятилетие.
В первой группе риска стоит наследственный фактор. Если в предшествующих поколениях семьи были факты заболеваний раком молочной железы или раком яичников, то весьма велика вероятность наличия мутации генов. Самая частая мутация генов BRCA1 и BRCA2. Мутаций десятки, и они порой встречаются не поодиночке. Часто так бывает, что медицинскую историю своей семьи мы знаем очень плохо, но если в семье были случаи, когда родственники болели водянкой и от этого умерли, на это следует обратить внимание, потому что это может быть показателем, в том числе и рака яичников. Вторая группа риска – наличие хронических заболеваний молочной железы – мастопатии и доброкачественные образования (кисты, фиброаденомы). Третья группа риска – нерожавшие и не кормившие грудью женщины. Им также необходимо проходить скрининг молочной железы и маммографию. Принято считать, что маммографию нужно проходить в возрасте после 40 лет, но если есть подозрение на образование в молочной железе, это исследование необходимо и в более раннем возрасте. Маммография значительно точнее, чем ультразвуковое исследование. Мы ориентируемся по шкале BI-RADS – это шесть категорий, различающихся по уровню опасности. Чем выше число, которое рентгенолог указал рядом с аббревиатурой, тем больше вероятность того, что у женщины развивается рак молочной железы. Цифры от 1 до 3 означают, что нет патологических изменений в тканях молочной железы или найденные новообразования доброкачественные, цифры от 4 до 6 означают, что существуют признаки злокачественного образования. Ежегодная маммография позволит отследить развитие новообразований в молочной железе и выстроить лечение.
Симптомов у злокачественного образования в молочной железе практически нет, поскольку у новообразования нет нервных окончаний, а значит, и нет боли. Выявление опухолей зачастую происходит случайно, поэтому женщинам следует проводить самообследование раз в месяц вне зависимости от возраста, это позволяет отследить динамику.
Эффективен и онкоскрининг, который проводится во время диспансеризации. Для полной диагностики заболевания этого метода мало, но он позволит изменить статус человека, прошедшего скрининг. УЗИ и маммография – первичные методы, после которых пациент направляется к онкологу. Вторичные исследования определяют зло– или доброкачественность опухоли, наличие метастазирования, стадию процесса, методику лечения, которая определяется консилиумом онкологов.
План лечения многокомпонентный, включает в себя химиотерапию, гормонотерапию, хирургическое лечение, лучевую терапию. Объемы хирургических вмешательств очень разные. Часто встает вопрос об удалении молочной железы, поэтому онкологи, работающие с этим заболеванием, подходят к каждому случаю индивидуально. В Областном онкологическом центре есть возможность восстановления формы груди пластической операцией. Числа квот вполне достаточно для региона. После хирургического вмешательства требуется дальнейшее довольно длительное лечение, но те, кто пролечил заболевание полностью, могут жить 30-40-50 лет без возврата к заболеванию. В ряде случаев спустя 10-20 лет могут появиться метастазы.
В Иркутской области несколько тысяч человек живут с 4-й стадией заболевания, которая уже неоперабильна. Пациента остается только поддерживать лечением, но не удается излечить болезнь полностью.
Развитие науки онкология прогрессивно, новые противоопухолевые методы появляются, но прорыва пока нет, поскольку запущенность высокая. Развиваются и методы хирургии. В прошлом году мы начали с помощью радиофармпрепарата определять сторожевой лимфатический узел, который забирает на себя лимфу, оттекающую от опухоли. Сама технология появилась еще в 90-е годы прошлого века, но сейчас появились гамма-детекторы, то есть условия, которые перенесли методику в практическую деятельность. Это очень перспективная методика, позволяющая сохранить уровень и качество жизни. Мы уже сделали порядка 150 таких операций.