Екатерина Родионова: Садоводство – это совсем не про бабушек
«Мы живем в замечательное время, когда у каждого владельца соцсети есть свое маленькое СМИ. И это открывает перед нами очень большие возможности. Какими они будут, зависит только от нас самих», – в этом убеждена автор блогера «Жизнь и садоводство в Сибири» Екатерина Родионова – журналист, общественница, волонтер из Усть-Кута. О том, почему подписчики в телеграм – самые «дорогие» и по какой причине первое время ее не покидал «синдром самозванца», Екатерина рассказала в интервью нашей газете.
Огород на даче и на окне
– Екатерина, расскажите о себе и о том, как вы стали блогером.
– Я журналист уже 15 лет, долгое время была корреспондентом и главным редактором в газете, главным редактором сайта, работала в пресс-службе. В общем, я привыкла все время что-нибудь писать. В 2020 году родители отдали нам дачу. К тому времени у меня был личный блог в запрещенной сейчас в России социальной сети с 1 тыс. подписчиками. Это люди, которые знали меня как журналиста и общественника.
В сторис в блоге я периодически показывала свои дачные эксперименты, делилась результатами. Оказалось, что это очень интересно моим подписчикам, они начали спрашивать мои советы, мнение. Тогда появились мысли превратить свой блог в экспертный, и я прошла платный курс по продвижению в социальных сетях.
После окончания дачного сезона выяснилось, что садоводство меня настолько затянуло, что я решила продолжить эксперименты дома. Купила профессиональные фитолампы, муж сделал стеллаж. Мы начали сезон огорода на окне. Первую редиску собирали на Рождество, 7 января, потом пошли огурцы, помидоры, салат, зелень. Всем этим я тоже делилась в соцсетях и получила очень хорошую обратную связь от подписчиков. «Огородная тема» зашла даже тем, кто вообще ею никогда не интересовался.
Зимой 2021/2022 года блог вырос до 2 тыс. человек, и я начала думать о том, как его и дальше продвигать, как искать свою аудиторию. Признаюсь, что меня долго не покидал синдром самозванца, думала: «Кто я такая, почему должна кому-то что-то рассказывать, почему люди должны верить в это?» В марте 2022 года соцсеть была официально запрещена в России. Блогеры начали искать альтернативные каналы вещания.
Я завела свой канал в телеграме. Пришлось все начинать сначала потому, что из запрещенной сети ко мне туда перешло всего 100 человек. Благодаря рекламе, размещенной на канале у одного блогера, это число увеличилось до 200 человек. Некоторое время ушло на то, чтобы наполнить блог контентом. За несколько месяцев у меня вошло в привычку постоянное общение с аудиторией, размещение постов.
Мой предыдущий блог назывался «Катя, рецепты, дача, огород». В телеграм я решила сделать упор на садоводство и сначала назвала его «Садоводство в Сибири». Но очень быстро поняла, что туда просочились все остальные темы из моей жизни: работа, волонтерство, животные, размышления. Поэтому теперь у него другое название – «Жизнь и садоводство в Сибири».
Теплая, отзывчивая аудитория
– В вашем блоге в телеграм 2300 подписчиков. С какими нюансами работы в этой социальной сети вам пришлось столкнуться?
– В телеграме расти сложнее: как правило, новые подписчики появляются после приобретения рекламы у блогеров с такой же тематикой. Таким образом, подписчики получаются довольно «дорогими», и в этом плане здесь сложнее, чем на других платформах. Но с точки зрения комфорта в телеграм мне удобнее. Здесь нет необходимости постоянно постить сторис, каждый день делать полезный пост.
Сейчас я нахожусь в поиске параллельной площадки, соцсеть «ВКонтакте» мне не очень подошла в этом плане. Весной прошло года я завела канал на «Дзене», но потом его забросила из-за того, что правила монетизации площадки постоянно менялись. Наверное, я вернусь к нему зимой после дачного сезона. Самое интересное, что несмотря на то, что я не делаю там новых постов, число подписчиков растет даже без моего участия, сейчас их порядка 300 без моих вложений.
– Вы анализировали тех, кто подписан на вас в телеграм? Что это за люди, из каких они регионов?
– В основном на меня подписаны женщины от 30 лет, мужчин не так много. Порядка 50% – сибиряки из Иркутской, Красноярской, Томской, Омской, Новосибирской областей, с Дальнего Востока, южных регионов России, из средней полосы нашей страны. Есть те, которые со мной очень давно, еще с первой, запрещенной соцсети. Я знаю их по аватаркам, именам. Часть подписчиков – люди, которые когда-то жили в Усть-Куте. Многие просят показывать город, окрестности, потому что скучают. У нас в Усть-Кутском районе без преувеличения очень красивая природа, и она является частью контента для блога.
У меня очень теплая, отзывчивая аудитория, которая меня на многое мотивирует. Часто подписчики сами подкидывают темы, каждый может задать мне вопрос, например, если есть непонятная ситуация с растениями. Если я сама затрудняюсь ответить, то мы проводим «мозговой штурм» с другими подписчиками. Я часто провожу розыгрыши и конкурсы.
Сейчас садоводство – это совсем не про бабушек, все чаще им увлекаются молодые люди. Причем не вынужденно, в отличие от наших родителей, перед которыми стоял вопрос прокормить семью. Сейчас дача – это больше про удовольствие. Меня увлечение садоводством стимулирует постоянно учиться: я прохожу курсы, вебинары, читаю специальную литературу.
Я бы с удовольствием получила образование в этой сфере, если бы у нас в городе были учебные заведения и у меня было бы больше свободного времени. Например, одна моя знакомая блогер из Санкт-Петербурга учится сейчас на агронома и на гектаре земли выращивает малину и клубнику. Можно сказать, что ее увлечение превратилось в мини-бизнес.
– У вас есть какой-то план по наполнению канала, например, в день написать определенное количество постов?
– Сейчас я пишу посты, когда есть свободное время. В идеале каждый день нужно публиковать полезный пост, хотя бы один. Я обычно не ограничиваюсь абзацем, и если изучаю тему, то глубоко в нее погружаюсь, например, весной одну или две недели каждый день писала про почву. Бывает, что у меня нет времени, и я целый день могу не выходить в сеть. Случается, что какой-то период длится лайф-контент или текущие дела, пишу минимум текста, делаю акцент на видео. Зимой планирую вернуться к режиму, когда буду публиковать полезные тексты если не каждый день, то через день.
Хочу самую красивую дачу в Усть-Кутском районе
– Екатерина, расскажите подробнее про вашу дачу, где она расположена, сколько там соток?
– Она находится недалеко от города, в очень красивом месте, в двух шагах от реки Лены: река сразу за забором. Есть связь, интернет. Основной участок у нас небольшой – четыре сотки, из них под огород отведено меньше двух соток. Сначала мне не хотелось там ничего выращивать кроме цветов. Но потом я изменила свое мнение: посадила клубнику, а после первого дачного сезона сказала мужу, что нам обязательно нужна теплица.
Мы постоянно что-то делаем на даче, сначала высокие грядки (это решение оказалось одним из самых удачных), потом теплицу, в прошлом году мы построили террасу, в этом занимаемся забором. Заезжаем на дачу в конце апреля, в мае, выезжаем в конце сентября. У меня очень много планов: говорю, что хочу самую красивую дачу в Усть-Кутском районе. Планируем поменять фасад, заняться внутренним убранством. При этом для нас важно сохранить атмосферу, потому что эту дачу еще мой дед строил. Хочется, чтобы все было максимально натуральным, поэтому у нас все деревянное: тротуары, грядки, забор. Никакого сайдинга и профлиста.
– Какие у вас планы относительно вашего блога?
– Хочется, чтобы он стал основной моей деятельностью.
– Как это можно сделать? За счет рекламы?
– Да, реклама может приносить значительный доход, но для этого необходимо достаточное количество подписчиков – в телеграм это от 10 тыс. У таких блогеров высокие рекламные расценки, к ним в буквальном смысле стоит очередь на размещение. Обычно они оформляют ИП или самозанятость.
У меня в блоге тоже есть посты как от других блогеров по принципу взаимной рекламы, так и от партнеров, которые по бартеру присылают мне на тестирование и обзоры удобрения, семена, садовые гаджеты. Но я беру далеко не все. Я рекомендую только то, что мне нравится самой. Например, я не рекомендую минеральные удобрения для овощных и ягодных культур, отдаю предпочтение органическим. У меня в блоге не так много рекламы, мне кажется, что люди от нее устают.
Я поняла, что качественный блогинг очень сложно совмещать с основной работой. Это большой постоянный труд: нужно продумывать, что написать, как. Контент должен быть полезным. Ведь у аудитории есть определенные ожидания.
– Можно сказать, что блог стал частью вашей жизни?
– Безусловно. Например, весной мы были в отпуске в Таиланде и увидели теплицу, где выращивают салат методом гидропоники. Я просто не могла пройти мимо и сняла для подписчиков два видео об этом. Я постоянно думаю о том, что будет интересно читателям, зрителям. Подписчики узнают меня на улице, причем не как журналиста или общественника, а именно как блогера. Как-то в очереди ко мне подошла женщина и сказала: «Я давно хотела у вас спросить, у меня баклажаны желтеют. Вы не знаете, что можно с этим сделать?»
Я чувствую ответственность за своих подписчиков, пусть их не десятки и не сотни тысяч (я надеюсь, что это вопрос наличия у меня свободного времени и усилий в этом плане). Понимаю, что они ждут меня, есть те, у которых я в закрепленных чатах в телеграм: как только что-то выходит, они сразу заходят на канал.
Ведение своего блога для меня не является обязаловкой: если нет сил и настроения, то я лучше не буду выходить, а сделаю это завтра. Иногда думаешь: «Ну что такое 2300 подписчиков?», а потом понимаешь: «Это целых 2300 человек!» Для них мое мнение важно, они смотрят, читают. 1800–1900 человек читают постоянно, 500 – каждый день стабильно. Это довольно большая аудитория для блога на такую узкую тему!
Уверена, что мы живем в замечательное время, когда у каждого владельца соцсети есть свое маленькое СМИ. И это открывает перед нами очень большие возможности. Какими они будут, зависит только от нас самих.