«Прокофьев+», или Музыкальные образы на песке

Известную симфоническую сказку «Петя и волк» Сергея Прокофьева поставила на малой сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского режиссер из Санкт-Петербурга Наталья Карпинская. Историю для симфонического оркестра и чтеца, созданную великим композитором для знакомства детей с симфоническим оркестром, превратили в настоящий спектакль с юными артистами и песочной анимацией.

Постановка стала основой культурно-просветительского проекта для детей «Прокофьев+», который театр реализует совместно с АНО «Грани искусства» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» с использованием гранта ООГО «Российский фонд культуры».

Погружение в историю начинается уже с фойе театра, где студенты Иркутского музыкального колледжа им. Ф. Шопена познакомят юных зрителей с инструментами, которые звучат в спектакле. А планшетная выставка рассказывает о жизни и творчестве Сергея Прокофьева, а также истории создания произведения.

– Идея спектакля в том, что мы, найдя в себе искорку фантазии и творчества, можем легче переживать травмирующие нас события и преодолевать жизненные невзгоды, – отметила Наталья Карпинская. – Творчество – это уникальный инструмент, который помогает нам не только обретать веру в самих себя, но и вдохновлять людей вокруг нас на гармоничные свершения.

В зале еще до начала спектакля зрители погружаются в атмосферу этой истории. Декорации и костюмы для спектакля придумала художник Анастасия Карамышева. Мы видим, как на сцене в песочнице играют ребята – воспитанники Детского музыкального театра «Стрекоза». Главный герой – Петя (Давид Косимов, Владислав Хатулев) создает рисунки на песке, которые как будто отображаются на экране. Песочную анимацию создала художник Ирина Тарасова. Именно в этих зыбких образах зрители еще раз увидят музыкальные инструменты, которые звучат в сказке. Музыкальную фонограмму для спектакля записал симфонический оркестр Иркутского музыкального театра под руководством главного дирижера Виктора Олина.

 

 

– Это сложнейший филармонический материал, и нам хотелось сделать его более зрелищным, – отметила Наталья Карпинская. – Когда мы впервые познакомились с ребятами, я предложила им нестандартный тренинг, чтобы они нашли эту музыку в себе, почувствовали ее характер, придумали пластику. Мы сочиняли этюды про жизнь на даче и о взаимодействии ребят друг с другом. Важно было, чтобы зритель, заходя в зал, уже погружался в эту обстановку загородной жизни, где поют птицы, летают бабочки и стрекозы. Мы видим здесь Петю и девочку, которая потом вдохновит его на создание образа Птички. Видим мальчика-хулигана, который в Петином сне превратится в настоящее чудовище – в волка.

Дедушку и одновременно рассказчика играют заслуженный артист РФ Владимир Попов, Андрей Данилов. Основная история про нападение волка снится мальчику, который задремал на сцене в кресле-качалке.

– В этом спектакле было несколько очень сложных моментов, хотя это не первая моя роль на профессиональной сцене, – отметил Владислав Хатулев. – Нужно было работать песком, чтобы это выглядело естественно. А сложнее всего было изображать сон и выражать свои эмоции во время него мимикой.

 

 

– У нас два Пети, и мне хотелось, чтобы это были максимально органичные, свободные и естественные ребята, – отметила Наталья Карпинская. – Они совершенно разные. Влад – более непосредственный, активный, живой, где-то с хитрецой, у него бушующая творческая энергия. Давид более стеснительный, погруженный в себя. При этом характер один и тот же, но как бы переливающийся разными красками.

В рамках проекта «Прокофьев +» театр планирует показывать спектакль «Петя и волк» во время гастролей на территории Иркутской области. Уже 21 октября постановку покажут в поселке Усть-Ордынский на площадке МЦД «Наран», а 5 ноября ее увидят в Ангарске на сцене ДК «Нефтехимик».

Кроме того, театр сделал видеозапись спектакля, которую передадут образовательным и культурным учреждениям города Кировска Луганской Народной Республики – подшефного города Иркутской области. Ее можно будет использовать как видеопособие на уроках музыки и других профильных занятиях.