Любовь во время апокалипсиса
Историю о трансформации человека в сложных обстоятельствах поставил на камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова главный режиссер Станислав Мальцев. Повесть «Живи и помни» Валентина Распутина в его интерпретации – это трагедия, где герои не могут справиться с жесткими реалиями жизни и пройти путь личностных изменений.
– Повесть вышла в 1975 году к юбилею Победы в Великой Отечественной войне, но это, на мой взгляд, вневременное произведение, если бы в его основе была любая другая катастрофа, а не война, оно бы не потеряло изначального смысла, – отметил Станислав Мальцев. – Здесь в центре сюжета – люди, попавшие в свой личный апокалипсис. И это произведение о том, как им остаться людьми в сложных обстоятельствах и сохранить свои души. Мне кажется, в связи с тем, что время сейчас все более жесткое и противоречивое – это вечная история о двух любящих, которые не могут соединиться.
Действие постановки разворачивается среди аскетичных, но выразительных декораций, созданных главным художником театра Александром Плинтом. Справа мы видим убранство то ли зимовья, то ли бани: выцветшие от времени деревянные стены и полати, пол из песчаника, печка-буржуйка. Слева – деревянный сарай, мостик и небольшой пруд. Внутри сцены – поле желтой травы и экран, где то и дело возникают пейзажи сибирской природы и кадры из фильмов о военном времени.
В спектакле четыре действующих лица – два рассказчика – мужчина и женщина, которые вспоминают эту историю, и два героя. Причем в разных составах артисты меняются местами – герои становятся рассказчиками, и наоборот. Роль Настены в постановке исполнили Инна Королева и Анастасия Шинкоренко. Андрея сыграли Антон Залетин и Сергей Солянников.
– Валентин Распутин в этом произведении восходит к жанру трагедии, когда некое роковое событие происходит за пределами произведения, – отметил Станислав Мальцев. – По законам жанра герой почти всегда погибает под этим роком, но важно то, что в это время происходит с его душой. Либо он поднимается на другой уровень, либо деградирует. Поэтому историю Анастасии и Андрея мне хотелось очистить от лишнего быта. И в спектакле нет других героев, кроме двух рассказчиков, которые вспоминают о них, потому что это произведение еще и о живой памяти поколений.
В течение двух часов мы видим перемены, которые происходят с героями. Как они сближаются, начинают слышать друг друга по-настоящему, переживают мгновения настоящего счастья и любви. Благодаря таким мгновениям происходит настоящее чудо – до этого бездетные они зачинают ребенка. Сцены близости в постановке показаны очень деликатно. Светом и теплом наполняет все вокруг сон, где они танцуют в лучах восходящего солнца. Все это очень сильно меняет Настену, но не Андрея, над которым довлеют вина и воспоминания о войне.
– На мой взгляд, Андрей Гуськов – никакой не дезертир, он просто устал от войны и хотел хоть на несколько дней съездить домой и вернуться на фронт, но не вышло, и в этом его вина, – считает Станислав Мальцев. – А дальше мы видим, как человек ведет себя в этой сложной ситуации, ведь испытания выпадают нам именно для того, чтобы взойти на новую ступеньку. И то, что Бог им дает ребенка в такой трагической ситуации, – шанс для героев идти по жизни вместе. Но этого не случается, потому что у Андрея душа обожжена войной, и он не может вернуться к самому себе. А Настена готова всем ради него пожертвовать, даже своей душой, ведь самоубийство – великий грех. Но и тут они трагически не совпали.
Настена старалась уговорить Андрея повиниться, но он не соглашается нести ответственность за свой поступок. В его душе, как будто немного оттаявшей, вновь проявляется почти звериная агрессия. В итоге, когда односельчане понимают, что Настена беременна от мужа, они начинают преследовать девушку. Она же, стараясь предупредить Андрея, плывет к нему на лодке. Но преследователи догоняют ее, а она от стыда и безысходности решает утопиться. В этот момент поле травы «уползает» на задний план, а на полу возникает проекция воды. В итоге героиня словно уходит по воде в вечность. Герой же больше не принимает участие в спектакле. Рассказчики лишь говорят, что он сгинул неизвестно куда, и никто его больше не видел.
– Вся эта повесть о спасении души Андрея, но ничего не получается, потому что наш герой – человек с очень большой гордыней, – пояснил режиссер. – Она ему не позволяет выйти и принять заслуженное наказание. Он не может представить себе, что в него будут тыкать пальцем, плевать. Как в «Сталкере» у Тарковского – пока дерево гнется, оно живое, как только оно задубело – идет к смерти. С одной стороны, эта твердость позволила Андрею выжить на войне, а с другой – предопределила трагическую развязку, из которой он не может выйти и губит Настену. Он не может представить себе другой выход, кроме небытия, и его личность начинает распадаться, все время как бы ходит по кругу. И те события, которые меняют Настену и могли бы изменить его (ребенок, сон на двоих), он не готов принять. Его душа ограничена гордыней и тем, что он себя растерял во время войны. Как говорит Настена: «Война все топит».
Спектакль «Живи и помни» в постановке драмтеатра – светлая, но очень грустная история о не прожитых жизнях и перемолотых трагическими обстоятельствами судьбах.
– Валентин Распутин – апокалиптический автор, он все время предупреждает нас о том, что человечество стоит на краю пропасти, – отметил Станислав Мальцев. – Писатель все время оттягивает нас от нее, показывая красоту человеческой души и ее возможности, если она поднимается над своими страхами и пороками. В этой связи очень важны два тезиса – жизнь и память. Писатель говорит о том, что будущее всегда связано с прошлым. Ведь будущее – в настоящем, а настоящее – в прошлом.