«Ну-ка, прекратить безобразие!»
Большая история Иркутского фотографического общества
Целый день сидеть в болоте, чтобы сфотографировать редкую птичку, увидеть что-то особенное и в нужный момент нажать на кнопку затвора. Все это – о настоящих фотографах. В этом году Иркутское фотографическое общество (ИФО) отмечает свое 115-летие. Сегодня это солидная организация, которая проводит выставки не только в России, но и за рубежом, а наши фотографы становятся победителями и призерами российских и международных конкурсов.
Портреты государственных преступников
– История ИФО началась с детектива, – рассказал нашему корреспонденту зампредседателя общества Владимир Невзоров. – После изобретения фотографии в XIX веке один молодой француз инженер-поручик А. Давиньон купил фотоаппарат и решил отправиться в Сибирь, чтобы заработать деньги, фотографируя богатых людей, прежде всего ссыльных декабристов. Дело в том, что один дагерротип (прообраз нынешней фотографии) стоил как корова. Декабристы отправляли снимки своим родственникам. Полицейские, которые досматривали всю почту, донесли начальству. Так дошло до начальника 6-й тайной канцелярии Львова, он доложил царю, который сказал: «Ну-ка, прекратить безобразие!»
– Дагерротипы изъяли, фотографа арестовали, правда, потом выпустили, – продолжил Владимир Невзоров. – Только благодаря бдительности царских полицейских эти дагерротипы дошли до нас потому, что остались в архиве полиции. При советской власти они были переданы в музей. В конце позапрошлого века в Иркутске было много фотоателье, фотографией занимались священники, медики, почтовые служащие. Они делали портреты, фотографировали природу, ездили на север, снимали малые народы. Но генерал-губернатор, помня о скандале с французом, не очень благоволил этой деятельности. После той истории иркутские чиновники лет 25 боялись фотографироваться!
Все изменилось, когда в конце XIX века через всю страну поехал будущий император Николай II, который побывал и в наших краях. Иркутские фотографы сделали отличный фоторепортаж о посещении им Иркутска, Байкала, части Красноярского края, а потом подарили царю фотоальбом. Фоторепортаж сняли и после открытия в Иркутске памятника Александру III. После этого было получено разрешение учредить Иркутское фотографическое общество, произошло это в декабре 1908 года.
Иркутские фотографы начали принимать активное участие в международных выставках, в Будапеште взяли серебряную медаль, в Праге – золотую. Организовывали фотовыставки, в том числе и международные, наладили взаимодействие с Русским географическим обществом. Во время революции фотоискусство отошло на второй план, а вот в 30–40-е годы прошлого века началось возрождение: вновь открылись фотоателье, появились в продаже фотоаппараты.
Возрождение фотографии
Новейшая история Иркутского фотографического общества связана уже с XXI веком. В сентябре 2001 года на базе ИФО образовано Иркутское отделение общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России», в 2015 году вышел первый номер журнала «Иркутское фотографическое обозрение» – «ИФО-ФОТО».
– Когда готовили первый номер, созвонились с Ольгой Свибловой (доктор искусствоведения, профессор, инициатор создания и директор Московского дома фотографии), она сказала: «Вы сумасшедшие! Все закрываются, а вы открываетесь», – воспоминает Владимир Невзоров. – Раз в неделю мы проводили планерки, это помогло сформировать концепцию журнала. Вышел уже десятый номер. Экземпляры мы отправляем как Ольге Свибловой, так и многим другим, например, Георгию Пинхасову – единственному фотографу агентства Magnum из России. Получаем очень хорошие отклики.
– Журнал – это окно в мир, – уверен главный редактор «ИФО-ФОТО». – Благодаря ему мы знакомимся с людьми, живущими в самых разных частях мира: во Франции, Германии, Австрии, Шотландии, Японии, Монголии. Например, французский искусствовед Кристиан Ноорберген написал обзорную статью о шести лучших французских фотографах. Мы опубликовали и отправили журнал во Францию, в ответ они попросили отправить еще по шесть экземпляров на каждого и оформить подписку на следующие выпуски. В девятом номере вышло интервью с легендарным Юрием Ростом. Вопросы для интервью, по предложению Юрия Михайловича, мы попросили отправить членам ИФО: ему интересно, что волнует современных фотографов.
– Когда три года назад я поехал на выборы нового председателя Всероссийской организации «Союз фотохудожников России» и привез журнал, то многие были потрясены тем, что в Иркутской области выходит такое издание. Даже Московское отделение организации не может позволить себе этого, – рассказал председатель ИФО Игорь Сирохин. – Журнал издается благодаря поддержке министерства культуры Иркутской области. Каждый год мы участвуем в конкурсе на предоставление субсидии из бюджета Иркутской области. Иногда в год выходит по два номера. Сейчас готовим юбилейный выпуск.
Наши выставки ждут в Европе, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии
– Несколько лет назад к нам обратились французы – они хотели получше узнать Россию через фотографию, причем не Москву и Санкт-Петербург, а Россию провинциальную, – вспоминает Игорь Сирохин. – Я организовал сбор таких фото по всей стране и сам повез выставку в Париж, где она прошла с большим успехом, а одну мою работу попросил для своего кабинета мэр Парижа. Французы на волне успеха попросили разрешение напечатать еще шесть таких выставок и развезли их по всей Франции! Через несколько лет к нам обратился председатель фотографического общества Китая, мы встретились и договорились организовать совместный Российско-Китайско-Монгольский конкурс. Он прошел с большим успехом в Маньчжурии.
За последнее время Иркутское фотографическое общество организовало несколько международных выставок – в Стамбуле, в префектуре Исикава в Японии, в Улан-Баторе, а также в Крыму, Севастополе, Владивостоке и других городах. «Выставки иркутских фотографов просят в Европу, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию», – улыбается Владимир Невзоров.
Юбилейный год начался с выставок в Тайшете и в Бирюсинске. 150 выставочных фотографий передано в ракетную дивизию в микрорайоне Зеленый, от военных получены очень теплые отклики. В город Кировск Луганской народной республики в качестве подарка отправлена фотовыставка, посвященная Иркутску и Иркутской области, а также фотокаталоги и журналы «ИФО-ФОТО», чтобы жители могли лучше познакомиться с регионом, оказывающим ему поддержку.
Прошла выставка в Улан-Баторе, две – в Усть-Куте, через месяц в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. Молчанова-Сибирского откроется фотовыставка «Народы Сибири». Совместно с Иркутским отделением Российского географического общества запланирована научно-практическая конференция «Этнография и фотография». Нас ждет презентация фотоальбома, посвященного народам Сибири.
– Несколько лет назад мы заключили договор о сотрудничестве с библиотекой им. Молчанова-Сибирского, она является основной площадкой фотографического общества. Здесь мы проводим собрания, персональные выставки и другие мероприятия, – рассказал Игорь Сирохин. – Если сразу после создания в ИФО входило восемь человек, то сейчас у нас уже 93 человека, не только из Иркутска, но и из Шелехова, Ангарска, Усолья-Сибирского, Братска, Саянска, Усть-Кута, а также из Бурятии, Забайкальского края. Многими мы гордимся. Так, секретарь ИФО Варвара Штерн, а также Юрий Назыров – победители российских и международных конкурсов. Алексей Трофимов вошел в десятку лучших фотографов мира, снимающих дикую природу и при этом максимально близко подходивших к опасным диким животным. Альбом Анатолия Бызова об Иркутске и книга Рудольфа Берестенева, посвященная истории фотографии, стали лучшими печатными произведениями, выпущенными в Иркутске в прошлом году.
«Пунктик» в голове
– Фотография – это чувства и образы, в Европе от этого отходят. Иркутских и российских фотографов часто называют романтиками. Значит, у нас сохранились чувства, – считает Владимир Невзоров. – Найти что-то необычное, потрясающее, это значит получить самый лучший образ и самую интересную фотографию. Самое сложное – снять человека так, чтобы фотография отражала его характер, внутренний мир. Но и результаты у такой съемки бывают просто потрясающими.
У профессионального фотографа всегда должен быть «пунктик» в голове, который помогает увидеть самый лучший кадр, уверен Игорь Сирохин. Внимание, зрение и даже слух всегда должны быть наготове.
– Летом мы гуляли вдоль Ангары, и среди шума машин я услышал пение соловья, – рассказал председатель ИФО, кстати, орнитолог по образованию. – На следующий день в пять утра я пришел на то место и через колонку включил запись голоса этого соловья, чтобы приманить самца. И сделал, как мне кажется, великолепный снимок. Соловей услышал, что рядом есть его конкурент, вылетел из кустов, не обращая ни на кого внимания, и начал петь. Как-то осенью я работал дома, а на балкон залетела большая синица, я прикормил ее семечками, затем принес желтую чашку, березовые веточки с желтыми листьями, поставил фотоаппарат на штатив. И час-полтора фотографировал, чтобы сделать «желтый натюрморт»: желтая птица на фоне желтых берез на улице, рядом с желтой чашкой и желтыми листочками, и все это на сером бетоне – получился замечательный кадр. Месяц назад я ехал на машине и увидел: старенькая бабушка села на приступок старого дома. Остановился и сделал фото на телефон: старый район Иркутска, старый заброшенный дом, старая бабушка, и волосы у нее белые, как одуванчик. Снимок заставляет задуматься…
Мультики или фотографии
Игорь Сирохин вспоминает: еще несколько лет тому назад шли споры, брать ли на конкурс фотографии, сделанные мобильными телефонами. Сейчас даже вопроса такого не стоит: смартфоны снимают очень качественно, во многих установлены такие программы, которых нет даже в профессиональных фотоаппаратах. Когда-то в регионе было 20–25 известных фотографов, сейчас времена изменились: возможность приобщиться к фотографии, иметь хорошую аппаратуру, оптику, появилась у многих. Самому же Игорю Сирохину в детстве пришлось выбирать: смотреть мультики по телевизору или заниматься фотографией.
– Я родился в Германии, отец был военным, служил в ГДР, Ленинграде, на Северном Кавказе, в Забайкалье, – рассказал председатель ИФО. – Отец купил фотоаппарат, а через некоторое время – телевизор. В этот день по программе показывали мультфильмы, а отец начал печатать в соседней комнате фотографии и поставил меня перед дилеммой: «Решай, или мы печатаем фотографии, или ты смотришь телевизор». Я выбрал фотографии. Тогда же я узнал, что такое проявитель, закрепитель, пленка, фотоувеличитель. В школе мои снимки печатались в стенгазетах, в подвале нашего дома мы с друзьями организовали фотолабораторию, таскали ведрами воду для разведения химикатов и промывки отпечатков. В институте я несколько стипендий откладывал, чтобы купить фоторужье. Снимал любимых птиц, до сих пор это моя страсть. Также люблю портреты, репортажную съемку.
«Уже наступил момент, когда у телефонов появился такой уровень фото- и видеосъемки, что большинство людей снимает мобильниками. Носить с собой тяжелую аппаратуру – теперь это удел профессионалов, – считает наш собеседник. – Если говорить о нынешних тенденциях развития профессиональной техники в фотографии, то сейчас стремительно идет переход на беззеркальные фотокамеры».
Игорь Николаевич работал в Иркутском музыкальном театре им. Загурского, много лет ведет фотохронику Восточно-Сибирского института МВД РФ, входит в состав жюри фотоконкурсов, а также возглавляет несколько государственных дипломных комиссий в учебных заведениях, связанных с преподаванием фотографии.
– На последний фотоконкурс ИФО я подал несколько работ. Завоевавшая первое место в номинации «Окружающий мир» работа называется «Купание на заре». На вечерней заре мне повезло снять селезня на воде в тот момент, когда он, раскрыв крылья, стряхивал с себя воду. Перья в проходящем свете отливали фиолетовым, а шея переливалась зеленым малахитом, брызги воды, разлетевшиеся вокруг, сверкали, как алмазики, а в воде как будто было рассыпано сусальное золото, сверкающее в лучах заходящего солнца. Я считаю, что это моя лучшая фотография. Несколько лет назад в детской областной школе искусств я сделал снимок «Первый шаг к совершенству». На ней изображены руки мальчика, который мнет глину, а на заднем, слегка размытом фоне – голова Давида Микеланджело Буонарроти. Снимок символизирует первый шаг в искусстве – от ученика до великого ваятеля. Это фото завоевало Гран-при на международном фотоконкурсе «Фотография АРДИ».
В Иркутском фотографическом обществе уверены: мастерство фотографа заключается в том, чтобы с помощью одного только снимка рассказать настоящую историю. Фотографов, в том числе молодых, которые этим мастерством обладают, в нашем регионе достаточно. Это значит, что, как и сейчас, их имена будут звучать в числе победителей российских и международных конкурсов.