Роман Быков: Во всем мире на таком уровне с соцсетями никто не работает
Начальник Управления по работе с Сибирским федеральным округом АНО «Диалог Регионы» Роман Быков рассказал журналисту Наталье Ветровой о том, как госслужащие сегодня работают в соцсетях, зачем нужны госпаблики и как человеку справиться с потоком информации.
– Роман, сейчас очень многие чиновники, что в принципе уже обязательно для госучреждений, – ведут паблики, в которых рассказывают о деятельности своих ведомств и своей работе. И делают это очень оперативно, так, например, в социальных сетях проводят прямые эфиры с жителями. Население может получить информацию в режиме реального времени из первых уст. Насколько подобное взаимодействие граждан и госчиновников сейчас востребовано?
– Цифры говорят сами за себя. В прошлом году с января по июль в социальных сетях, в комментариях разных пабликов в Иркутской области было выявлено 24 тысячи обращений от населения. Люди жалуются на какие-то свои бытовые проблемы, дороги, благоустройство, вносят какие-то предложения. В этом году за этот же период – 35 тысяч обращений, то есть на 50% больше. И пока мы не можем сказать, что достигнуто некое плато, потому что по статистике доверие к такому инструменту коммуникации с властью только растет.
Больше половины всех обращений (59%), которые получили органы власти в Иркутской области, поступило через страницы официальных органов власти, муниципальных образований, учреждений или региональных министерств в сети интернет, так называемые госпаблики. Кстати, эти 59% – это выше, чем в среднем по стране, в среднем по России 52%. Мне кажется, на самом деле люди только вошли во вкус, и это совершенно не финальные цифры.
– Иногда мы видим у чиновников, особенно старшего возраста, своего рода отрицание: не всегда они ведут соцсети. Я знаю министров, у которых нет страничек в соцсетях.
– В целом по стране еще есть представители органов власти, которые скептически относятся к этой работе, либо она им немного в тягость. Думаю, им нужно понять, ответить себе на вопрос, зачем я это делаю. В Иркутской области есть два замечательных примера ответа на вопрос, зачем чиновнику вести страницы в соцсетях.
Мы – АНО «Диалог Регионы» – помимо работы с жалобами и обращениями в интернете рекомендуем нашим Центрам управления регионами (ЦУР) готовить аналитику, которая помогает в принятии управленческих решений для глав регионов и муниципалитетов. Это делается на основе анализа обращений граждан. Например, мы видим, что есть сто или триста обращений по одной и той же теме. Значит, у людей какой-то высокий запрос на решение какой-то конкретной проблемы. Вполне логично подумать, как эту системную проблему решить и удовлетворить большое количество людей.
Есть два таких примера. В Братске хотели перенести Целлюлозно-бумажный колледж из центра в отдаленный район. В колледже учатся студенты из малообеспеченных семей, сироты. У них бы резко выросли расходы на проезд, им это было тяжело, все начали переживать и в комментариях в пабликах соцсетей просить что-то с этим сделать. ЦУР зафиксировал эту проблему, довел до регионального руководства, и было принято решение оставить колледж на том же месте.
Примерно такая же история была в Иркутском районе, когда там были регулярные перебои с электроэнергией. Строительство необходимой подстанции затянулось на пять лет, и было огромное количество жалоб. ЦУР фиксировал регулярные систематические обращения. После доклада ЦУР губернатор лично подключился к решению вопроса. Игорь Иванович включился в эту проблему, и буквально за год ее решили. Строительство подстанции удалось оперативно завершить, это позволило обеспечить бесперебойным электроснабжением 9 тысяч человек.
В прошлом году мы за первые полгода в Иркутской области фиксировали семь принятых управленческих решений на основе аналитики ЦУР, а в этом году за этот же период принято уже 12 управленческих решений. И это, так сказать, минимум – те решения, в которых четко видна роль ЦУР.
И таких примеров по стране очень много. Для чиновников неплохое подспорье, чтобы понять, как скорректировать свои решения. Надеемся, что эффективность в конечном итоге победит.
– Роман, если говорить о всей России, можно назвать регионы, в которых госслужащие активно подключаются к соцсетям, а где новые подходы еще пробуксовывают?
– Мы этим занимаемся с 2018 года, и регионов, которые бы этой работой не занимались, в нашей стране нет. Сейчас уже нет. Но можно сравнить, кто работает хорошо, а кто работает значительно лучше.
Например, есть региональные особенности. На Дальнем Востоке и на Северном Кавказе в свое время была очень популярна социальная сеть Instagram (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена – прим. «Областной»). Доля аудитории там была очень высокая, а после того, как эту сеть заблокировали, эта аудитория не стала переходить «ВКонтакте». Доля пользователей «ВКонтакте» в этих федеральных округах и была низкая, и до сих пор не догоняет показатели, которые есть, например, на северо-западе.
Иркутская область и Республика Тыва выделяются тем, что очень сильна доля Viber-чатов. В большей части нашей страны, если смотреть по мессенджерам, Вайбер вообще не является лидирующим, он очень сильно стагнирует. Но здесь вот так сложилось, часть людей именно оттуда получает информацию.
В стране сейчас, по-моему, есть три губернатора, у которых нет личных страниц в соцсетях. Они до сих пор рассказывают о своей деятельности со страниц региональных правительств. Но три из 89 субъектов это, наверное, не так критично, в рамках погрешности. В Сибирском федеральном округе у всех глав регионов есть страницы на данный момент.
– Какие социальные сети выбирают губернаторы?
– Мы рекомендуем быть одновременно на нескольких площадках. Обязательно берем отечественную сеть «ВКонтакте» или «Одноклассники». Можно для оперативности использовать Telegram, потому что он моментально уведомляет пользователя, в отличие от умных лент «ВКонтакте», которая может показать пользователю сообщение не так оперативно. В целом, страна набрала очень большой темп в работе с социальными сетями. Думаю, во всем мире на таком уровне с соцсетями никто не работает, еще не приближался даже.
– Сегодня социальные сети, тот же Telegram, развиваются семимильными шагами. Все время предлагают новые фишки, новые инструменты. Но вы знаете, что меня лично там раздражает – там уже такое количество информационных каналов, что можно запутаться, когда и что смотреть. И даже вечером, после работы, нет сил вот это все перечитывать. Как простому обывателю не запутаться во всем этом?
– У меня, например, очень простой секрет. Все, что не личное, и то, что не связано непосредственно с работой, я в Telegram поставил на беззвучный режим. Я для себя определил пару-тройку новостных оперативных каналов, в которых включены уведомления. Все остальное – аналитическое или политическое – на беззвучку. Новости и информация нужны для того, чтобы читать это тогда, когда ты готов это читать. Не позволяйте смартфону управлять вашим личным и рабочим графиком.
Но и нужно обязательно делать какие-то детоксы информационные. Я буквально на этих выходных опробовал режим в смартфоне под названием «Личное», когда тебе приходят уведомления только от нескольких контактов, которые ты сам добавил, а остальное вообще заглушено.