Детям и учителям не хватает свободного времени
Старший методист отдела технического и декоративно-прикладного творчества ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» Лариса Кондрацкая свою жизнь посвятила работе с детьми. Она сочувствует им, потому что считает, что у современных детей много запретов и ограничений, а вот свободы мало. Лариса Леонидовна признается, что ей нравится полоть грядки и путешествовать, и совсем не по нутру развлекательные телепередачи из разряда «Угадайка».
– Лариса Леонидовна, с чего начался ваш профессиональный путь?
– Я люблю детей и свою работу. Люблю путешествовать. Страсть к движению у меня в крови: мой прапрадед Аввакум Гордеев в XVII веке перебрался из Рязани в Пермь, а потом с пятью детьми – дальше, в Забайкалье, где основали деревню Ундино-Поселье. Мои родители часто переезжали с места на место – папа был энергетиком и работал на строительстве ГЭС, так что в детстве я сменила пять школ. Мама была учителем русского языка и литературы, обожала оперу и балет, это увлечение я разделяла. В детстве занималась в танцевальном кружке, а после школы поступила в областное училище культуры на хореографическое отделение. Кроме хореографии нас учили организаторской работе, мы изучали основы актерского, режиссерского и сценарного мастерства, так что по его окончании могли работать на выбор по двум специальностям, хочешь – методистом в Доме культуры, хочешь – руководителем самодеятельного хореографического коллектива. В студенчестве моим увлечением был театр пантомимы, я занималась у Валерия Шевченко. Когда пришло время распределения молодых специалистов, мне предложили два варианта: работать хореографом в школе № 25 Иркутска с зарплатой в 80 рублей, но заниматься с детьми можно было только в коридоре. Баяндай предлагал зарплату в 135 рублей, а в районном ДК были классы для занятий и сценическая площадка со зрительный залом. И я поехала в село. О том периоде жизни у меня тоже остались самые теплые воспоминания, хотя я жила в общежитии.
– Как вы пришли в дополнительное образование?
– В Баяндае я вышла замуж и ждала ребенка, но по решению врачей пришлось вернуться в Иркутск. Из декрета вышла на работу в отдел культурно-массовых мероприятий Дворца культуры профсоюзов, проводила праздники с детьми и молодежью. Заочно поступила в «Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств». Во Дворце культуры профсоюзов моими наставниками были Ирина Ильина, она тогда была художественным руководителем, и Людмила Ваховская, сейчас директор театра-студии «Театр пилигримов», заслуженный работник культуры РФ. Я очень благодарна им за то, что научили меня работать на большой сцене, помогли набраться профессиональных навыков. Когда в перестроечное время Дворец культуры профсоюзов был ликвидирован, я пошла во Дворец детского и юношеского творчества (бывший Дворец пионеров), это был 90-й год. Работала в культурно-массовом отделе. Это была творческая работа, интересная и увлекательная. Но зарплату платили очень маленькую, несмотря на то, что на полставки я еще вела хореографию. Приходилось подрабатывать страховым агентом, рекламным агентом и риелтором. Металась от культуры к образованию: работала в музее «Тальцы», в Музее истории города Иркутска. В нулевых из-за зарплаты ушла работать в ночной клуб «Объект 01». Это был один из лучших ночных клубов города, в нем ди-джеем работал мой однокурсник Сергей Бельков. К нам шли ценители современной музыки, и с тех пор я тоже поклонник направления «техно».
– Сейчас многие вспоминают советский опыт в педагогике. Что в нем было привлекательным для вас?
– На мой взгляд, во времена СССР мы получали более качественное образование, нас учили аналитически мыслить. Кроме того, что оно было бесплатным и обязательным. Перестройка началась с угадаечных передач, и до сих пор в нашей стране «Поле чудес» – самое любимое народное развлечение. Образование тоже перешло в область угадаечных чудес: система оценки качества школьного образования заставляет натаскивать детей правильно поставить галочку в трех вариантах ответа. Сейчас самое трудное в моей профессии, если честно, сбор с педагогов и заполнение разных бюрократических бумаг, аналитических справок, планов, журналов, отчетов – это отвлекает от творческой работы с детьми, настраивая мозг на бюрократический тип мышления. У советских педагогов, и мы все об этом знаем, не было такой загрузки, было больше времени на то, чтобы мероприятие продумать, проработать, сделать глубже, выдать более качественный продукт.
Что касается детей, есть один момент, который меня огорчает, – чем дальше по времени СССР, тем больше у них безответственности. У нас была пионерская звездочка, потом пионерское звено и комсомольская организация. Эта система формировала личность ребенка, воспитывала ответственность. Детские коллективы были дружными: один за всех и все за одного. А сейчас ребятишек учат – люби себя, будь лидером, а потом все остальное. Коллективизм не в почете, дети растут индивидуалистами, могут подвести в любой момент.
Я сочувствую нынешним детям в том, что они не играют на улице, как мы в свое время. У них, по большому счету, нет здорового риска. Мы раньше носились по стройкам, прыгали с крыш гаражей. Если ты коленку разбил – ух ты! А если в гипсе на улицу вышел – ты вообще герой: «Дай гипс потрогать!». Раньше никому не казалось упущением, если кто-то из ребят получил легкую травму на спортплощадке. А сейчас чуть что – пишут заявление в полицию. С родителями стало сложнее работать, они все время недовольны педагогами. Современным учителям, которые работают в школе, я бы при жизни ставила памятник. Недавно была история, когда на уроке труда мальчик ударил по пальцу молотком, и хоть он говорил, что сам виноват, – учителя в суд. Педагога оправдали, но от переживаний у него случился инфаркт, и педагог умер. Думаю, это перекладывание ответственности за самого себя на кого-то другого в будущем плохо аукнется.
Сейчас большая нехватка кадров, а что мы будем делать, когда последний педагог уйдет из школы?
– Сейчас работает федеральный проект «Успех каждого ребенка». Что такое успех и как его достичь?
– Для ребенка ситуацию успеха создают семья и педагог. Главная задача федерального проекта – выявив у детей и молодежи способности и таланты, поддержать их и развить. Это достигается через целенаправленную работу. Когда ребенок чувствует радость от полученных результатов, от того, что его надежды оправданы, а может, даже превзошли ожидания – вот он, успех. Сейчас для самореализации много возможностей – все знания открыты. Чем больше человек познает и двигается, тем больше у него развивается мозг, появляются новые нейронные связи, которые позволяют осваивать новые пласты знания. Недавно мы проводили открытый мастер-класс, на который пришли третьеклассники. Оказалось, ребятишки узелки завязывать не умеют, а если не развита мелкая моторика, хоть сколько давай информации, будут усвоены только верхушки.
Настоящий успех – это когда человек не задумывается о нем, не зациклен на нем. Когда все дается само собой, когда не надо прилагать титанических усилий, когда все хорошо складывается и в семье, и на работе. Жаль, что сейчас для взрослых успех – это та морковка, что привязана перед носом у ослика, и которую никогда не догнать. Мы живем в эпоху манипуляций. Есть иллюзия, созданная обществом потребления, которая обещает, но не дает успеха. Человек как белка в колесе крутится, за этим успехом бежит. Достигнул одной вершины, а ему показывают другого человека – более успешного, у которого и денег больше, и машина круче. И он снова бежит, не задумываясь, а нужно ли ему «вот это все»? Поэтому в стране много людей, находящихся в депрессии, причем болеют и молодежь, и старики. Ты должен больше зарабатывать, чтобы больше тратить. И получается много несчастных людей, которые не могут догнать эту морковку.
– Сегодня востребовано техническое направление, а нужны ли современным детям ремесла?
– Конечно, нужны. Их роль в современном мире изменилась, сейчас это не столько производство товаров, сколько искусство, сохранение и передача наследия и уникального опыта от одного поколения к другому. Всех педагогов-художников обучают как минимум пяти популярным народным росписям: городецкой, хохломе, жостово, гжели, палеху. И педагоги используют эти знания в своей индивидуальной работе. Когда я проводила экскурсии с детьми по Дому ремесел, рассказывая о керамике, резьбе по дереву, ткацких станках, то в конце обязательно спрашивала, нужна ли им такая информация и зачем. Путем коллективного рассуждения мы приходили к выводу, что в случае глобальной катастрофы, когда отключится электричество и «встанут» все станки, мы будем знать, как можно сделать посуду из глины, из чего и как сделать ткань и так далее, то есть сможем использовать опыт своих далеких предков.
Одна из задач нашего отдела, кроме работы непосредственно с детьми, – создавать условия для роста профессионального и методического мастерства педагогов нашего региона. Мы ежегодно проводим семинары, мастер-классы, конкурсы и выставки, в которых принимают участие наши коллеги со всех уголков Иркутской области. Особой популярностью у педагогов пользуется номинация «Сказы и легенды народов Сибири». В ней участники представляют много работ по мотивам тофаларских, эвенкийских, бурятских сказок. В глубинке еще сохраняются традиции, техники и специфические знания. Наши педагоги в данном случае выступают хранителями культурного наследия и традиций своего народа, которое может быть утрачено без их участия.
Порой членам жюри приходится искать информацию дополнительно, чтобы понять, что это за сказка, и что за персонажи представлены в творческой работе. Бывают, конечно, моменты, которые удивляют. Например, педагоги, которые пришли в декоративное направление из другой сферы, не имеют хорошего багажа знаний, порой не знают характерных особенностей, материалов и технологий традиционных ремесел. Был у нас такой опыт, когда на конкурс поступила обрядовая кукла под названием Веснянка. Я беру ее в руки и вижу, что педагог перепутал Веснянку с Подорожницей. Не просто перепутал, а «смиксовал», сделав «два в одном». Такое случается при отсутствии элементарных знаний в области создания народной текстильной куклы. Подорожница – это кукла, которая была призвана помочь путешествующим. В прежние времена, когда не было таких коммуникаций, как скоростное шоссе, железная дорога, воздушные авиалинии, путешествия были длительными и более опасными. Куклу Подорожницу шили с мыслями о том, что путешествие пройдет благополучно, и путник обязательно вернется домой здоровым и невредимым. Ее клали в багаж путешественника, в его личные вещи. И она помогала своему хозяину в дороге. У куклы в руках обязательно была котомочка или сумочка – это обязательная деталь Подорожницы. Веснянка же, обычно с большой косой и в ярких одеждах, изготавливалась в канун наступления календарной весны и использовалась в обрядовых закличках. Она помогала закликать весну, чтобы та пришла вовремя, с теплым солнышком и со щедрым дождичком. Принцип разделения обрядовых и игровых кукол весьма прост: обрядовым куклам никогда не наносились черты лица. Это всегда стопроцентно безликие куклы. Все это из набора элементарных знаний, которые нужно усвоить, прежде чем браться за изготовление обрядовой или игровой народной куклы.
Но вместо того, чтобы разобраться в существующих азах, наши педагоги из-за нехватки времени просто открывают интернет, где уже загружена чья-то «неправильная» картинка на интересующую тему… К сожалению, сейчас наступила эпоха тотального непрофессионализма. Планка знаний и требований понижена почти по всем направлениям. И нам, педагогам, с этим приходится бороться. А это чрезвычайно трудно! Например, прежде в глубинке не было театра оперы и балета, циркового искусства, но все это можно было увидеть по телевизору, было много познавательных программ для детей. И, может быть, высокое искусство не всем нравилось, но люди знали, что оно есть в культурном пространстве, что оно на самом деле существует. Сейчас по-прежнему в глубинке нет ни театра, ни цирка, ни филармонии. Но и в современном телевизоре их тоже нет! Там в основном склоки, сплетни, семейные разборки с выворачиванием «грязного белья». Я рада, что современная молодежь практически перестала смотреть телевизор. На мой взгляд, и детям, и педагогам не хватает свободного времени. У педагогов время крадет излишний и забюрократизированный документооборот. У детей – перегруженная ненужными вещами школьная программа.
– Появись у вас возможность начать все сначала, какую профессию тогда бы выбрали?
– Эту же работу – с детьми. С каждым ребенком как бы вновь начинаешь миропостижение, на какие-то уже знакомые вещи смотришь под другим ракурсом, переосмысливаешь известное, ищешь иные варианты… и учишься, учишься, учишься.