15.11.2023 00:03
Рубрики
Общество
Фото
Марины ДУБАС, Софии САМСОНОВОЙ, Алексея БАЗЮКА
Фото:
Марины ДУБАС, Софии САМСОНОВОЙ, Алексея БАЗЮКА
15.11.2023 00:03

Фильм о неопубликованном интервью с Вампиловым

25 ноября состоится онлайн-премьера документального фильма «Саня, драматург», посвященного нашему земляку, знаменитому драматургу Александру Вампилову. О том, как можно его увидеть, сколько заявок уже поступило, кто станет героем третьей и четвертой серии фильмов проекта «киноинтервью», нашей газете рассказал продюсер картины, кинорежиссер, директор АНО «Центр развития кинематографии им. Леонида Гайдая», участник клуба «Байкальские стратегии» Юрий Яшников.

 

Долгожданная премьера

– Юрий, расскажите, как именно будет проходить премьера фильма «Саня, драматург»?

– Премьера фильма для жителей Иркутской области и всей России состоится 25 ноября в онлайн-формате. В 16.00 по иркутскому времени начнется онлайн-трансляция на сайте «киноинтервью. рф», в рамках которой впервые будет показан сам фильм, а также состоится творческая встреча с авторами. Будет представлена команда, которая работала над фильмом, можно будет задать вопросы автору сценария и режиссеру картины Анастасии Зверьковой.

 

 

– Много ли заявок поступило от учреждений, которые хотели бы присоединиться к премьере?

– На момент нашей беседы поступило более 160 заявок от различных площадок со всей страны. Это библиотеки, кинотеатры, дома культуры, школы, вузы. Нам поступают предложения о прокате от телеканалов, хочу отметить, что для трансляции на телевидении мы готовы предоставить картину бесплатно.

 

– Юрий, мы встречались с вами летом, когда работа над картиной была в самом разгаре. Какие события, связанные с фильмом, произошли за последний период?

– Самое главное событие – переезд в Москву автора сценария и режиссера фильма Анастасии Зверьковой. Настя также работала над первым фильмом из серии «киноинтервью» – «Русский Морган» о самом богатом предпринимателе царской России, по версии журнала «Форбс», иркутянине Николае Второве. Этот переезд в определенном смысле был стрессом, но оказалось, что расстояние не стало помехой. Мы с Настей на связи 24 на 7. Также в столице располагается команда, которая занимается цветокоррекцией фильма. Эта работа ведется онлайн, а курирует ее оператор-постановщик Евгений Ряжев, который находится в Иркутске.

Как и в первом фильме, за основу мы взяли интервью. С 32-летним Александром Вампиловвым говорит журналист из Ленинграда Лев Сидоровский, которого в Иркутск привела работа над очерком о молодежи Сибири. Однако он случайно попадает на спектакль «Старший сын» в драмтеатре. Журналист поражен свежестью и актуальностью материала и ищет встречи с автором. Это интервью состоялось на самом деле, правда, так и не вышло. Редактор предпочел ему другой материал. Таким образом, мы в определенном смысле восстанавливаем историческую справедливость.

 

В одном времени с драматургом

– Ваш проект поддержало министерство культуры Иркутской области, предоставив субсидию на создание фильма. Зачастую те, кто работают по грантам и субсидиям, сталкиваются с тем, что первоначально заложенного бюджета не хватает и приходится заниматься поиском дополнительного финансирования, вкладывать собственные средства.

– Действительно, уложиться бывает очень сложно, есть непредвиденные расходы, которые нельзя включить в бюджет потому, что там просто отсутствует такая строка. Мы решили выпустить наш фильм не только в формате fullhd, но и в 4 К. Когда постпродакшн подходил к концу, монтажер проекта Вячеслав Ан задал вопрос, почему мы не выпускаем картину в 4 К. Большая часть материала соответствует необходимым требованиям, а те составляющие фильма, которые изначально не были экспортированы в 4 К, сейчас переводятся в этот формат. Мы с самого начала понимали, что это сложная задача, но она нам по силам. В итоге фильм будет показан в сверхвысоком качестве.

Когда мы начали работу над картиной, стало очевидно, что необходимо будет привлекать партнерские средства. К счастью, сибирская земля славится меценатами и предпринимателями, которые ценят культуру и понимают, что создание картины – это трудоемкий и затратный процесс, но готовы его поддерживать.

 

– Какой этап в производстве оказался самым затратным? Наверное, постпродакшн?

– Да, киноинтервью -– жанр, где многое зависит от постпродакшна. Те, кто еще не видел фильм «Русский морган», могут зайти на сайт «киноинтервью. рф» и посмотреть его там. Понять, почему сериал именно так называется, увидеть уникальную форму подачи, которую три года назад изобрела режиссер Анастасия Зверькова. На постродакшн приходится значительная часть бюджета. Мы поставили перед собой задачу не просто повторить первый фильм, а сделать шаг вперед в каждой из составляющих: более качественные съемки, масштабная компьютерная графика, большое количество 3D-графики, большой рывок вперед в анимации.

 

– Вы довольны тем, что получилось в итоге?

– Я очень вдохновлен тем, что я вижу, штрихами, которые делаются в последние дни. Например, Евгений Ряжев предложил новую схему для цветокоррекции. Когда мы с Анастасией ее увидели, то были очень удивлены. Мы ожидали нечто другое – цветокоррекцию в стиле рекламной колористики, когда все яркое. А Женя заглянул вглубь фильма и понял, что мы никому ничего не продаем – мы стараемся зрителя на 20 минут погрузить в эпоху, в которой жил Александр Вампилов. Передать все те обстоятельства, в которых он создавал свои шедевры. Сделать это как можно точнее, без преувеличения, с любовью и уважением.

Работать над анимационной составляющей проекта мы пригласили художника Екатерину Лазареву. Ее ноу-хау – это не только интересные эмоциональные рисунки, но и цветовое решение. Несмотря на то что фильм рассказывает о событиях 50-летней давности, Екатерина использовала цвета, которые являются актуальными сейчас, за счет чего возникает эффект сопричастности. Зрителю проще почувствовать, что испытывали герои. Например, в сцене, где Александр Вампилов рассказывает, что ему и года не было, когда из дома увели его отца, и больше он никогда не вернулся.

Нельзя не отметить большой вклад в проект художника-постановщика Тимофея Махнева. Это иркутянин, который начинал свою карьеру в качестве дизайнера, но постепенно почувствовал вкус к созданию визуальной части кинофильмов. Сейчас он достиг такого уровня, что получает приглашения о работе от самых разных режиссеров и компаний. То же самое можно сказать про режиссера монтажа Тимура Федорова. Его предыдущая работа – фильм про солиста группы «Король и шут» Михаила Горшенева с огромным успехом прошел в кинотеатрах страны, сейчас это один из хитов кинотеатра «Окко». Тимур – иркутянин, совсем молодой парень. За счет современных технологий многое в современной киноиндустрии можно делать удаленно.

 

 

Я считаю очень важным то, какую позицию наш регион занял по отношению к людям креативных профессий. Развитие государственной поддержки отрасли идет не поступательно, а в геометрической прогрессии. Еще несколько лет тому назад про кинорибейт никто даже не говорил. В нынешнем году подписан указ губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, согласно которому впервые в конце года кинокомпании региона получат компенсацию части средств, потраченных на кинопроизводство в течение последних трех лет. Это большое, совершенно революционное событие, важное для региональной киноотрасли. Кроме того, министр культуры Иркутской области Олеся Полунина сообщила, что регион всерьез рассматривает возможность увеличения субсидии на кинопроизводство в 2024 году.

 

Камов и Покрышкин

– Какие планы у кинокомпании на 2024 год?

– В конце сентября нынешнего года Президентский фонд культурных инициатив озвучил результаты специального конкурса, в число победителей вошла и наша кинокомпания. Мы выиграли 9 миллионов рублей на производство еще двух серий проекта «киноинтервью». Это будут картины про Николая Камова, авиаконструктора, создателя вертолетов «Ка», человека, придумавшего слово «вертолет». А также про Александра Покрышкина, советского аса, легендарного летчика, именем которого назван новосибирский аэропорт «Толмачево». Он родом оттуда.

Таким образом, в 2024-м году проект «киноинтервью» станет не только первым документальным сериалом Иркутской области, но и шагнет за пределы нашего региона как креативная франшиза. Мы надеемся, что в России будет появляться больше таких картин. Уверен, что у каждого региона нашей страны должны быть десятки фильмов в жанре киноинтервью о людях, которые составили его гордость и славу.

Кстати, летом мы зарегистрировали слово «киноинтервью» в качестве интеллектуальной собственности нашей кинокомпании. Когда я сообщил об этом у себя в соцсетях, ко мне обратилось несколько иркутских организаций, создающих уникальный креативный продукт, с вопросами о том, как мы проходили регистрацию, как сделать то же самое, кто может стать партнером и так далее. Мы поняли, что оказались первой ласточкой для многих, кто тоже решил зарегистрировать свои интеллектуальные права.

 

– В сериале «киноинтервью» задана высокая планка. Чем вы намерены удивить зрителя в третьей и четвертой картине?

– Для меня как для продюсера сериала вопрос стоит иначе: «За счет чего новые фильмы останутся частью одного большого проекта?» Два первых фильма как автор делала Анастасия Зверькова, она писала сценарий и выступала режиссером. В связи с ростом масштаба проекта Настя просто физически не сможет полностью взять на себя работу над двумя картинами. Мы понимаем, что пришло время привлекать других авторов. Я как продюсер испытываю большой стресс: «А почувствуют ли новые авторы границы этого проекта? Сумеют ли они, реализуя свои творческие порывы, не выйти за пределы того, что придумано и живет как киноинтервью?»

Все наше внимание и усилия будут направлены на то, чтобы, расширяя границы проекта, уберечь их от того, чтобы они лопнули, как надувной шарик. Именно поэтому я попросил сценарий фильма про Александра Покрышкина вновь написать Анастасию Зверькову. Нам важно, чтобы сохранился дух фильма, который в свое время позволил «Русскому Моргану» собрать сотни тысяч просмотров в интернете.