Любовь против чумы
Спектакль о том, что ненависть – это заразная болезнь, от которой может излечить только настоящая любовь, поставил на основной сцене академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова иркутский режиссер Геннадий Гущин. Постановка по одноименной пьесе Григория Горина «Чума на оба ваши дома!» рассказывает о событиях, которые могли бы произойти в Вероне после трагической гибели Ромео и Джульетты.
Вновь кипят страсти
Фраза «Чума на оба ваши дома!» – это цитата из «Ромео и Джульетты» Шекспира. Именно эти слова, умирая, произносит Меркуцио. Драматург предлагает свою версию событий, которые могли бы произойти в Вероне после трагической гибели влюбленных.
Спектакль начинается со сцены массового боя на шпагах. Навыки фехтования с артистами три месяца оттачивал преподаватель Иркутского театрального училища Денис Луценко. Действие разворачивается в монументальных декорациях, которые придумал главный художник театра Александр Плинт. Они имитируют брутальные средневековые сооружения с разноцветными витражными элементами. Их дополняют роскошные костюмы с замысловатыми фактурами и эффектными головными уборами, созданные художником театра Оксаной Готовской.
В постановке применен прием «театр в театре», ведь битву не на жизнь, а на смерть между Монтекки и Капулетти одной фразой прерывает Иван Гущин в образе артиста бродячего театра. Он-то и рассказывает нам всю эту историю. Как мы узнаем дальше, ранее он был тем самым братом Лоренцо – францисканским монахом, согласившимся тайно обвенчать Ромео и Джульетту.
Режиссер ввел в спектакль еще одного героя, которого нет в пьесе Григория Горина. Роль грустного мима Некто с аккордеоном исполнила Екатерина Константинова. Именно он будет немым свидетелем и участником всех событий спектакля.
– С этим персонажем у зрителей возникнет множество образов и ассоциаций, и каждый сам решит для себя, кем является Некто, – отметил Геннадий Гущин.
Действие продолжают поминки Ромео и Джульетты, на которых синьор Монтекки (Сергей Кашуцкий), супруга которого скончалась, не выдержав горя, и чета Капулетти (Евгения Гайдукова и заслуженный артист РФ Евгений Солонинкин) умудряются вновь поссориться. Распрю поддерживают младшие члены семьи, а слуги Бальтазар (Дмитрий Чиркизов) и Самсон (Алексей Орлов (II)) сходятся врукопашную, наглядно демонстрируя механизм возникновения массовой вражды.
Расстроенный случившимся, герцог Вероны (Николай Стрельченко) приказывает почтенным семействам породниться – Монтекки должны предоставить жениха, а Капулетти – невесту. Кланы решают отдать тех, кого не жалко. Монтекки выбирают косого и хромого дважды вдовца, пьяницу и игрока Антонио из Неаполя (Сергей Дубянский), а Капулетти – беременную Розалинду (Дарья Горбунова), которую обесчестил некий негоциант Джоржи (Александр Дулов).
«Молодые» сначала соглашаются на брак по расчету, но потом между ними вспыхивают настоящие чувства. Однако веселая свадьба расстраивается, ведь первую жену Антонио видели живой. Он объясняет, что супруга сбежала от него и стала мусульманкой, тем самым как бы умерла для него и для церкви. Он во всеуслышание заявляет, что Розалинда беременна от него. Но брат Лоренцо требует официального подтверждения расторжения брака.
И смех, и слезы
Проходят месяцы, а в это время в Италии бушует чума. Герои появляются на сцене в масках, с обеззараживающими средствами. Поведение артистов вызывают у зрителей смех, ведь еще свежи в памяти воспоминания о пандемии коронавируса. Розалинда уже на сносях. Вдруг она узнает, что Антонио умер от чумы, от переживаний у нее начинаются схватки, и она рожает девочку, которую называют Джульеттой. Растроганный печальным событием герцог обещает стать крестным отцом ребенка, что сулит Розалинде высокое положение в обществе.
Проходит год – чума позади, а в Вероне устраивают веселый карнавал. Мы видим на сцене примирившихся членов обоих кланов в образах традиционных героев комедии дель арте. А главных героев – в роскошных костюмах с зеркальными вставками. Герцог, Монтекки и Капулетти заставляют Розалинду выйти замуж за негоцианта Джоржи – настоящего отца ее ребенка. Ей приходится согласиться в обмен на его обещание, что брак будет фиктивным.
Но и на этом история не заканчивается. Проходит три года, и Антонио приезжает в Верону. Оказывается, его первая жена вновь решила стать христианкой, поэтому он решил исчезнуть из жизни Розалинды. Но не смог, ведь он впервые в жизни по-настоящему влюбился. Между героями вспыхивает бурный роман. Любовные сцены между, казалось бы, пропащими Антонио и Розалиндой получились особенно трогательными, и многие зрители не смогли сдержать слез. Пораженный трагедией Лоренцо соглашается их обвенчать.
Спектакль «Чума на оба ваши дома!» вызывает множество эмоций – смех, слезы и сочувствие, а для многих зрителей это еще и возможность посмотреть на себя со стороны.
– Пьеса лежала у меня и ждала своего часа лет 20, – отметил Геннадий Гущин. – Я к ней уже пытался приступить лет десять назад, но что-то меня удерживало, видимо, потому что ее время еще не пришло. А сегодня она на редкость актуальна, ведь этими проблемами, на мой взгляд, озабочен сейчас весь мир.