Старший брат Александр
Казалось бы, документы, касающиеся Леонида Гайдая, изучены давно и досконально. Но вот какая закавыка: фото военных лет будущего режиссера нередко путают с его старшим братом, тоже фронтовиком Александром. Очередная путаница случилась накануне празднования 78-й годовщины Великой Победы. Ряд информационных ресурсов, специализирующихся на военных архивах, опубликовали боевой путь – дату и место призыва, а также награды Леонида Иовича, а фото поставили его старшего брата Александра Иовича.
Шурик, Гутя и Лелик
У Иова Исидоровича и Марии Ивановны было трое детей – Александр, Августина и Леонид. Все они родились в городе Свободном Амурской области с разницей в два года. В 1919 году появился на свет Александр, в 1921-м – Августина и еще через два года – Леонид. Дома родители называли детей несколько по-другому, а именно – Шурик, Гутя и Лелик. Скорее всего, одного из персонажей комедий «Кавказская пленница», «Операция «Ы» студента-фольклориста Леонид Иович назвал в честь брата Шуриком. Если вспомнить «Бриллиантовую руку», то в одном из эпизодов звучит имя Лелик. Думается, все это неспроста – героев бессмертных лент режиссер наградил своими детскими именами.
Долговязый паренек из Глазково
Александр являлся примерным учеником в школе, много читал, любил произведения Александра Блока, будучи старшеклассником начал сочинять сам. В 1937 году его стихотворение «Байкал» опубликовал всесоюзный журнал «Пионер». Несколько месяцев после выхода мартовского номера семья, соседи, одноклассники, педагоги перечитывали стихотворение в 13 строк, подписанное так: «Ученик 9-го класса Александр Гайдай, Иркутск». Для Шурика это был настоящий триумф, во многом предопределивший дальнейшую судьбу Гайдая-старшего.
Уже на следующий год его приняли в отдел культуры «Восточно-Сибирской правды», кроме этого Александр сотрудничал с «Советской молодежью», редактировал литературный журнал «Молодая поросль». Много лет спустя в личном дневнике Александра Гайдая нашли такую запись: «В начале июля 1938 года я, долговязый паренек из Глазковского предместья, неделю назад закончивший 42-ю железнодорожную школу, сдерживая волнение, решительно переступил порог редакции «Восточно-Сибирской правды». В это же время Александр успешно сдает экзамены и поступает на физико-математический факультет Иркутского государственного университета, но и после этого не оставляет сотрудничества с редакциями.
Что в судьбе Александра Гайдая конечном итоге взяло бы верх – физика или лирика, так и останется загадкой. Все планы самым крутым образом изменила война.
– Уже 24 июня иркутские писатели объявили себя мобилизованными до конца войны. И первый их «бой» – сборник стихов «За родину, за честь, за свободу», в котором были опубликованы произведения Александра Гайдая. Сборник сверстали и выпустили за рекордные 18 дней, – рассказывает Ирина Бондарь, главный архивист отдела использования информации и публикации документов Государственного архива Иркутской области. – Но и это был не последний зигзаг судьбы Александра Гайдая.
Из саперов – в журналисты
Студент четвертого курса физико-математического факультета летом 1941 года становится курсантом Черниговского военно-инженерного училища, эвакуированного к тому времени в Сибирь.
Едва начав осваивать военную специальность сапера, Александр приказом начальника училища был отправлен в распоряжение Забайкальского военного округа. По прибытии к месту назначения Гайдая зачислили в качестве военкора в редакцию газеты «Вперед, к победе!»
Считается, что политотделу ЗабВО Александра рекомендовал писатель Георгий Марков, известный большинству как автор романа-эпопеи «Строговы». Сам Георгий Мокеевич записался добровольцем и был приписан в качестве военного корреспондента газеты «На боевом посту».
Даже в условиях военного времени Александр остался верен ремеслу поэта. Так, вскоре по прибытии в редакцию газеты 36-й армии, он напишет стихотворение «Песня о шинели». Тематика других произведений та же – война, неизменная вера в победу.
К празднованию векового юбилея Леонида Гайдая Государственный архив оформил специальный стенд, где помимо прочих документов было несколько фотографий Александра. Подпись под одной из них гласит: «Александр Гайдай (второй справа в верхнем ряду) среди участников конференции иркутских писателей. Иркутск, 1942 г.» Однако несколько смущает два момента. Первый. В 1942 году Александр Иович служил в Забайкалье. Могли бы его отпустить на конференцию в условиях военного времени? Однозначно сказать трудно. Второй. К тому времени Александр носил офицерскую форму, а на фото он в гражданке. На фото рядом с ним известные писатели и поэты – Иван Иванович Молчанов-Сибирский, Анатолий Ольхон и другие. На другом снимке капитан Гайдай запечатлен на палубе корабля, судя по надписи на спасательном круге, «Трудящийся». Точное место съемки и дата пока не установлены.
7 сентября 1945 года корреспондент газеты «Вперед, к победе!» за образцовое выполнение задания в местах боев с японскими захватчиками старший лейтенант Александр Гайдай удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени. Через два года после Победы Читинское книжное издательство выпустило сборник стихов военного корреспондента. Демобилизовался Александр только в 1953 году в звании майора. Через непродолжительное время его принимают специальным корреспондентом ТАСС по Иркутской области, где разворачиваются одна за другой гигантские стройки-гидроэлектростанции Ангарского каскада, БАМ и многое другое.
Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза журналистов СССР ушел из жизни в октябре 1994 года в возрасте 75 лет.
За помощь в подготовке материала, предоставленные фотографии и документы редакция благодарит сотрудников Государственного архива Иркутской области