20 минут с Вампиловым
Кажется, что сегодня практически невозможно снять фильм об известной личности и быть полностью свободным от штампов. Но авторам фильма «Саня, драматург» это удалось. Причем нестандартной эту документальную ленту можно назвать как по форме, так и по содержанию. Отличная анимация, кадры кинохроники и дневниковые записи оставляют такое ощущение, словно драматург Александр Вампилов действительно дал в этом фильме самое настоящее интервью.
Фильм «Саня, драматург» иркутского режиссера Анастасии Зверьковой – это вторая лента документального сериала, снятая в жанре киноинтервью. Напомним, что первый фильм «Русский Морган» был посвящен известному предпринимателю Николю Второву.
Идея фильма, по словам режиссера, была в том, чтобы раскрыть образ мыслей драматурга. При создании картины авторы столкнулись с тем, что кадров, на которых был запечатлен Александр Вампилов, очень мало. На пленке не сохранился ни голос драматурга, не было опубликовано и сделанное с ним интервью, которое легло в основу фильма.
– По сути, мы реконструируем беседу, которая состоялась в 1970 году с известным журналистом, уроженцем Иркутска, а позднее ленинградцем Львом Сидоровским, – рассказала Анастасия Зверькова. – Это один из легендарных интервьюеров советской журналистики, который общался с Анной Герман, Ростиславом Пляттом, Михаилом Горбачевым и многими другими. Лев Сидоровский приехал в родной город и, будучи заядлым театралом, вечером пошел в драмтеатр на премьеру «Старшего сына». Спектакль произвел на него очень сильное впечатление, и он взял полуторачасовое интервью у драматурга. Интересно, что оно так и не увидело свет в журнале «Аврора». Редактор решил, что интервью никому тогда неизвестного автора слишком большое, и его убрали из набора.
Эту предысторию мы слышим вначале фильма, словно перелистывая журнал на письменном столе с фотографиями Вампилова и Сидоровского. Потом мы видим реконструированную комнату, в которой и проходило интервью с обстановкой, характерной для 1970-х годов. Ее воссоздали художник-постановщик фильма Тимофей Махнев и реквизитор Дарья Ткач. Известно, что они беседовали в деревянном доме по улице 5-й Армии, который ранее принадлежал региональному Союзу писателей. На самом же деле съемки проводились в Центре современного искусства «Огонь», где сохранились окна с деревянными рамами. Мы видим подоконник со стопкой книг, печатной машинкой и лампой, словно их убрали туда второпях, чтобы устроить чаепитие для гостя. На столе – графин, шахматы, пепельница и два стакана с чаем.
Сами герои интервью возникают в качестве анимационных героев на страницах черновиков Вампилова. Их образы создала иркутская художница Екатерина Лазарева. Также мы видим тени героев на предметах интерьера.
Авторам сценария Анастасии Зверьковой и Алексею Базюку удалось через разговор Вампилова и Сидоровского рассказать о биографии автора, его семье, детстве, о том, как он стал писателем. Из фильма мы также узнаем и о других интересных подробностях из жизни драматурга, например, о его детских шалостях. Многие сюжеты также были анимированы Екатериной Лазоревой. Многие рассуждения и воспоминания Вампилова проиллюстрированы хроникой тех лет, фотографиями и редкими кадрами с драматургом. Среди них – премьера «Старшего сына» в Иркутском драмтеатре, на которой присутствовал сам автор, и кадры в лодке на Байкале.
За 20 минут, которые длится фильм, мы узнаем о стремительной и яркой жизни Александра Вампилова, о том, каким простым и искренним человеком он был. Как будто бы он сам рассказал нам обо всем, что его волновало и о чем мечталось.