29.11.2023 14:00
Рубрики
Общество
Фото
София Самсонова, из архива Культурного центра Александра Вампилова
Фото:
София Самсонова из архива Культурного центра Александра Вампилова,
29.11.2023 14:00

Саня, драматург

25 ноября состоялась онлайн-премьера документального фильма о Вампилове

Более 400 площадок по всей России стали участниками онлайн-премьеры второй серии исторического документального сериала «Киноинтервью» – «Саня, драматург», посвященной нашему земляку Александру Вампилову. После премьеры создатели фильма, участники клуба «Байкальские стратегии» – автор сценария и режиссер Анастасия Зверькова, генеральный продюсер картины, кинорежиссер, директор АНО «Центр развития кинематографии им. Леонида Гайдая» Юрий Яшников ответили на вопросы зрителей.

 

Спасибо за фильм!

Чтобы принять участие в онлайн-премьере, Анастасия Зверькова специально прилетела из Москвы. В фильме для команды было важным отойти от устоявшегося взгляда на драматурга, поэтому в основу картины легла история неопубликованного интервью, которое Александр Вампилов дал журналисту из Ленинграда Льву Сидоровскому.

Помимо онлайн, прошла и офлайн-премьера фильма. Картина снята при поддержке министерства культуры Иркутской области, которое предоставило грант в размере 2,7 млн рублей. Локацией для онлайн-премьеры был выбран Культурный центр Александра Вампилова, расположенный в центре Иркутска. Здесь собраны вещи, имеющие непосредственное отношение к драматургу. Специалисты центра консультировали создателей картины.

Это самый настоящий музей. Вот стол, за которым Александр Валентинович писал свои произведения, рядом печатная машинка, на которой его супруга их перепечатывала, – показал Юрий Яшников. – Зеленая лампа, кресло, которое когда-то стояло в редакции газеты «Советская молодежь», где работал Вампилов. Вы увидите его в фильме, а съемки сделаны полвека назад в редакции той самой газеты. Вот афиши спектаклей по его пьесам; гитара, на которой он играл. Драматичным в судьбе Александра Валентиновича было то, что при жизни он не снискал себе славы, не был популярным. Только после того, как он ушел из жизни, его заметили, по его пьесам по всей стране и за рубежом стали ставить спектакли, снимать фильмы.

 

 

После премьеры зрители дали свою обратную связь в чате. Чаще всего писали: «Спасибо за фильм!», «Народ не хочет уходить, все сидят в молчании», «Смотрится на одном дыхании»,«Невероятно круто передано интервью. С полным погружением в ту часть времени, когда жил Вампилов», «Почему так мало?», – делились своими впечатлениями зрители со всей России. К премьере присоединились зрители на площадке из Киргизии.

 

Учусь у Вампилова

В одном из интервью режиссер Анастасия Зверькова сказала: «Если вдуматься, все фильмы, которые мы снимаем, о нас самих». Зрители поинтересовались у нее, как это наблюдение проявляется в картине про Вампилова?

Я молодой режиссер и нахожусь в поиске своего метода. Для меня главным вопросом было, каким образом драматург пришел к своему методу парадокса (в фильме он говорит, что правда всегда противоречива – Прим. автора). Ответ оказался таким: он просто наблюдал жизнь. Я сейчас нахожусь в той же самой драматической ситуации, в которой был он. Я тоже ищу свой метод, читая его дневники, письма и воспоминания о нем. Я учусь у Александра Вампилова.

 

– Как долго шла работа над фильмом?

– Работа шла два года – от идеи до премьеры. У нас была всего одна съемочная смена, когда сняли натюрморты на фоне окна. Все остальное – работа с архивами и анимация. Это очень кропотливый труд.

 

– Какова доля реконструкции в интервью, сколько в нем документального?

– История интервью рассказана в фильме. Это действительно 70-й год, действительно Лев Сидоровский, обозреватель газеты «Смена», который подрабатывал в журнале «Аврора». Интервью с Вампиловым было им записано и отдано в печать, но когда это пошло в набор, то выяснилось, что в журнале слишком много статей, и нужно чем-то жертвовать. А чем жертвовать? Есть интервью с неизвестным драматургом, давайте его вычеркнем! Так оно было исключено из печати, текст и фотографии утрачены. Не сохранились, к сожалению, и черновики, а ведь Лев Сидоровский во время этого разговора мелким почерком исписал почти всю 12-листовую тетрадку.

Мы связались со Львом Сидоровским, которому сейчас больше 90 лет. И попросили: «Лев Исаевич, вспомните, пожалуйста, какие вопросы вы задавали, о чем говорили?» У него шикарная память, он ответил: «Говорили про то, про это, про искусство, про О. Генри». Мы аккуратно записали его ответ, взяли дневники Александра Вампилова, вопросы Льва Сидоровского и соединили их. Таким образом, на вопросы журналиста отвечает сам драматург. Что касается репрессий, то в том интервью эта тема не была никак затронута. К счастью, есть прекрасные воспоминания друга драматурга Виталия Комина об этом. Мы ничего не выдумали, все показанное очень реалистично.

 

– Зрители написали, что им не хватило информации про семью Александра Валентиновича, и поинтересовались, можно ли снять вторую часть фильма про драматурга и его семью?

– В сценарии был блок про семью Александра Вампилова, но пришлось пожертвовать хорошим материалом для того, чтобы фильм стремился к своему завершению, – сказала Анастасия Зверькова. – Что касается второй части, то интересно, как к этой идее отнеслись бы наследники. Мне кажется, что пока этот фильм самодостаточен. Если его развивать, то в игровую историю, а в документальном формате мы уже сказали все, что хотели.

Для меня этот фильм сделал фигуру Александра Вампилова осязаемой, – прокомментировал продюсер картины Юрий Яшников. – Если раньше для меня он был просто памятником возле драмтеатра, слепком бронзы, то сейчас это абсолютно живой человек. Я ощущаю его как своего друга, понятно, что я не имею на это никакого права. Тем не менее я столько времени провел пусть в одностороннем, но в диалоге с ним, читая его произведения, записные книжки, подаренные Культурным центром Александра Вампилова. Надеюсь, что-то подобное эта картина подарит каждому, кто ее посмотрит.

 

Успел все, что хотел

После просмотра на площадке один из зрителей сказал: «Зачем нам этот фильм? Он (Вампилов, – прим. автора) ничего не сделал для современников».

– Александр Валентинович сделал для меня очень многое, надеюсь, я могу считаться вашим современником, – прокомментировал Юрий Яшников. – Читая его произведения, и в особенности – его записные книжки, где собраны короткие мысли человека, внимательно наблюдающего за окружающим миром, я сделал для себя огромное количество выводов о том, как жить сегодня.

 

 

Режиссер картины Анастасия Зверькова поделилась своим мнением:

Александр Вампилов дает многое тем, кто хочет что-то от него взять. В Иркутске памяти драматурга посвящено множество мероприятий, со школьной скамьи мы постоянно слышали эту фамилию. Когда чего-то очень много, мы начинаем от этого открещиваться. Также было и со мной: не навязывайте мне ничего, я сама все знаю! Когда я попала в поселок Кутулик, где он родился, увидела его дом, то поняла, что человек, ставший мировым классиком, родился именно в этом месте. Он искал литературный материал буквально за дверью своего дома. Его вдохновляли совершенно простые люди, которые ходили в тот же магазин, в котором он покупал хлеб. Именно это потрясает – то, что ты открываешь не бронзовую фигуру, а человека, который что-то искал!

Анастасия, как вы считаете, является ли совпадением то, что Александр Вампилов озвучил, что люди придумали Бога, потому что боятся бесконечности, и сам он погиб в Байкале, самом большом пресным озере в мире, можно сказать, бесконечном. 

– Большинство фильмов о Вампилове исследуют факт его смерти, и всем она кажется нелепой, лишенной причинно-следственной связи. На мой взгляд, быстро оборвавшаяся нить его судьбы была вполне закономерной. Он был человеком, которому было дано определенное количество энергии, и он смог очень четко ее распределить, – ответила Анастасия Зверькова.

Пример Александра Вампилова говорит о том, что для достижения цели даже не обязательно быть живым в привычном смысле этого слова, – считает Юрий Яшников. – У каждого есть возможность оставить наследие, которое будет жить даже тогда, когда физическое тело утратило жизнь. Главное, суметь этой возможностью распорядиться.

В завершение творческой встречи зрители спросили – когда выйдет продолжение сериала «Киноинтервью», кто будет главным героем.

Благодаря Президентскому фонду культурных инициатив у сериала будет продолжение, кинокомпания Юрия Яшникова выиграла грант в сумме 9 млн рублей на создание двух следующих серий. Они будут посвящены легендарному авиастроителю, иркутянину Николаю Камову, а также знаменитому летчику, асу, именем которого назван новосибирский аэропорт «Толмачево» Александру Покрышкину. Увидеть фильмы можно будет в следующем году, – ответил Юрий Яшников.