Культурный код в музыке Дениса Хорова

Премьера Концерта для двух флейт с оркестром молодого российского композитора Дениса Хорова состоялась в Иркутской областной филармонии в рамках программы из цикла «Звезды XXI века». Автор посвятил это произведение известной флейтистке Ирине Стачинской. Мероприятие стало частью проекта «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке Московской филармонии и министерства культуры РФ.

 

Ноты и квоты

Торжественный и оптимистичный концерт для двух флейт с оркестром Дениса Хорова понравился иркутской публике. Мировая премьера классического музыкального произведения – не частое явление на нашей сцене. А появление нового Концерта для двух флейт с оркестром – и вовсе из ряда вон выходящие событие. Зал аплодировал музыкантам в первом отделении стоя, три раза, вызывая на цену солистов и композитора. Интересно, что произведение было создано и сыграно впервые в Иркутске благодаря череде счастливых совпадений.

Мы с Илмаром Артуровичем планировали наше выступление в Иркутской филармонии, и у нас внезапно возникла идея найти и исполнить произведение для двух флейт с оркестром, но такой музыки крайне мало, – рассказала Ирина Стачинская. – И в те же дни мне позвонил Денис Хоров с предложением написать концерт для флейты с оркестром! Для меня это был знак, и я попросила написать концерт с последующим исполнением в Иркутске. Словом, все сложилось наилучшим образом.

Денис Хоров написал это произведение в рамках программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России при поддержке министерства культуры РФ. Исполнители заказывают композитору сочинение, он выполняет творческий заказ и получает гонорар, а сочинение исполняется. В рамках программы этот Концерт Дениса Хорова будет также исполнен в Нижнем Новгороде, Абакане и Тамбове.

Мы благодарны, что такая программа есть, ведь можно сказать, что у российских композиторов сейчас происходит ренессанс – возрождение творческих отношений с музыкантами-исполнителями.

 

Русский культурный код

Произведение получилось мажорное, даже эпическое.

Сегодня нам как никогда необходим позитивный образ будущего, – отметил Денис Хоров. – По поводу музыки, созданной в традициях западноевропейского авангарда в последние 70 лет, у публики возникает немало вопросов, часто ее нужно объяснять, необходимы аннотации. На мой взгляд, это связано с тем, что послевоенный музыкальный авангард развивался особым способом, формируя свои темы, рефлексируя свои травмы. Но наша страна шла другим путем. Мы победили в войне с фашизмом, отстояв свои ценности. Словом, у русской музыки образовался свой путь, и мне хочется, чтобы она продолжала идти им.

Произведение действительно получилось очень светлым. В нем чувствуется русская музыкальная традиция, тема востока, образ воды, нагнетание конфликта и его разрешение.

Изначально музыкальная идея была связана с образом Байкала, но она не очень подошла под задачи Концерта для двух флейт, – пояснил Денис Хоров. – Хотя, судя по комментариям публики, какие-то мотивы воды, стихии люди в музыке услышали. Нужно сказать, что в формат Концерта заложена идея соучастия, так как при каждом исполнении Ирине Стачинской будет необходим второй солист – флейтист. Я рад, что здесь в Иркутске им стала блестящая флейтистка, солистка Губернаторского симфонического оркестра Наталья Реченская. Их дуэт и взаимодействие с оркестром сегодня поразили всех!

 

Вывести флейту на новый уровень

По словам Ирины Стачинской, Концерт обязательно войдет во флейтовый репертуар, как и «Серенада» для флейты и фортепиано Дениса Хорова, которую флейтистка при поддержке Союза композиторов России и фирмы «Мелодия» записала и издала в рамках проекта «Звуковой обзор». Также в скором времени планируется выход нот «Серенады» в издательстве «Музыка», ведь интерес к произведению достаточно большой.

 

 

Ирина Стачинская рассказала, что в свое время она оставила работу в оркестре не просто для того, чтобы выступать сольно, главная ее цель – вывести флейту на качественно другой уровень исполнительского искусства.

В музыке нет предела совершенству, и я для себя ставлю задачу выйти из рамок ремесленного «флейтизма» на новый уровень, – отметила она.

Этот Концерт был написан специально для Ирины Стачинской, ведь она – феноменальный музыкант, я, например, редко у кого слышал такое пиано на флейте, – отметил Денис Хоров. – Она очень много делает для развития флейтового искусства. А это требует, в том числе, новых произведений.

 

Композитор – это дело случая

Талантливый композитор – это явление еще более редкое, чем талантливый музыкант. Интересно, что уроженец города Улан-Удэ Денис Хоров попал в эту сферу по воле судьбы.

Стравинский говорил, что композитор – это дело случая, и моя биография это подтверждает, – рассказал Денис Хоров. – Я попал в музыкальную школу совершенно случайно, только лишь потому, что мне очень понравился педагог. Так вышло, что педагог преподавала балалайку. В 5 классе ДШИ № 3 имени С.В. Семыкина благодаря городскому конкурсу «Лучший преподаватель ДМШ» судьба свела меня с моим будущим педагогом по композиции Екатериной Алвиановной Олерской, музыкантом огромного педагогического дара и феноменальным профессионалом. После школы я поступил в Улан-Удэнский музыкальный колледж имени П.И. Чайковского, а после 2 курса перевелся в Москву – в Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных, где факультативно продолжил занятия композицией у выдающегося московского профессора Юрия Васильевича Воронцова, позднее я поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского именно в его класс. У него же окончил ассистентуру-стажировку. Мне повезло на протяжении почти 10 лет учиться у самых ярких российских композиторов: Ю.В. Воронцова, В.Г. Кикты, К.А. Бодрова, на кафедре, возглавляемой А.В. Чайковским.

Денис Хоров отметил, что концерт в Иркутске, город и его жители произвели на него самое приятное впечатление:

У Иркутска особенная атмосфера, и люди здесь тоже творческие, открытые, заинтересованные. В первую очередь, я говорю о музыкантах оркестра и работниках филармонии. Для меня это положительный опыт, когда исполнители так живо откликнулись на музыкальный материал и подошли к исполнению произведения не формально. В первую очередь это заслуга художественного руководителя и главного дирижера Губернаторского симфонического оркестра Илмара Лапиньша. Созданная им и директором филармонии Ириной Владимировной Касьяновой атмосфера высокого профессионализма, сотворчества и уважения к труду музыкантов приносит свои заслуженные плоды. Слушатели это чувствуют и именно поэтому после премьеры многие подходили ко мне и искренне выражали свои эмоции, делились впечатлениями. Для композитора это важно и ценно, спасибо всем участникам этого события. Уверен, мое знакомство с Иркутском только начинается.