Не дать увести свои деньги
Как не стать жертвой кибермошенников, рассказали представители Сбера и правоохранительных органов
Жертвами киберпреступников становятся все категории населения. А еще хакерским атакам подвергаются госучреждения, банки, бизнес. О том, как предотвратить кибермошенничество, обсудили участники круглого стола «Технологии искусственного интеллекта и цифровая грамотность для устойчивого развития региона».
Круглый стол прошел в центральном офисе Байкальского банка в Иркутске. В мероприятии участвовали представители банковской сферы, бизнеса, органов власти, правоохранители. Прозвучала информация, что с кибермошенничеством столкнулось 83% россиян.
Вот одна из недавних историй. В ноябре в один из офисов Сбера пришла женщина. Сказала, что ей нужен кредит – 857 тыс. рублей. Банковские служащие обратили внимание на поведение клиентки: она нервничала и спешила. В разговоре выяснилось, что иркутянка находится под влиянием мошенников и до прихода в Сбер уже успела перевести им из другого банка 400 тыс. рублей. От получения нового кредита ее отговорили.
– Мы видим безусловный рост хищений средств граждан. По данным Сбера, под давлением преступников граждане России взяли кредитов на сумму более 200 млрд рублей. Эти средства уходят на поддержание преступной деятельности, организацию терактов. Только в коллаборации с правоохранителями, органами власти можно выстроить работу по борьбе с киберпреступностью, – уверен председатель Байкальского банка Сбербанка Александр Абрамкин.
Преступники используют социальную инженерию. Обычно обманывают людей в разговорах по телефону. Говорят, что кто-то из близких попал в беду, а также представляются сотрудниками службы безопасности банка, силовых ведомств.
– Никогда сотрудники банка и правоохранительных органов не звонят гражданам и не говорят о том, что кто-то с их счета пытается похитить деньги или оформить на их имя кредит, а средства нужно перевести на «безопасный» или «резервный» счет. Это мошенники, – предупреждает зампрокурора Иркутской области Геннадий Пирва.
– Никому не сообщайте коды подтверждения из смс. Не устанавливайте в телефоне приложения по указке мошенников. Если вам звонит «сотрудник» ФСБ или другого ведомства и требует информацию о счетах, прекращайте диалог, – советует замначальника главного управления уголовного розыска регионального ГУ МВД России Иван Кузьмин.
Правоохранительные органы принимают меры по противодействию и предупреждению IT-преступности.
Но кибермошенники совершенствуются. 90% злоумышленников звонят с территории Украины. Во время СВО в Бердянске был обнаружен кол-центр, откуда россиянам совершалось 5 тыс. звонков в сутки.
С 2022 года хакеры провели 19 тыс. атак на Россию. Преступники отправляют опасные ссылки, они научились применять технологии искусственного интеллекта, программы, имитирующие голос человека.
Противостоять этим преступным технологиям способны инструменты, которые разработал Сбер. Благодаря им уже удалось сохранить в кошельках россиян 769,5 млн рублей.
– Мы в Сбере считаем, что совершенствование кибербезопасности должно состоять из четырех основных составляющих. Это национальная платформа фрод-мониторинга, национальный аналитический центр киберугроз, координационный SOC и система профессионального обучения и сертификации, т.е. подготовка кадров. Именно на этих направлениях всему профессиональному сообществу, компаниям и государству необходимо фокусироваться в ближайшее время, – подчеркнул Александр Абрамкин.
Реклама. ООО «Веб адверт»