«Иркутская ГЭС соединила наши судьбы»

Первенец Ангарского каскада ГЭС с момента строительства стал центром притяжения для молодых романтиков-энтузиастов. На ударную сибирскую стройку приезжали со всех уголков Советского Союза. Иркутская ГЭС многим подарила путевку в профессию, а кто-то нашел здесь и свою судьбу. Так случилось с Анатолием Кондратьевичем Слюнковым и его женой Галиной Вениаминовной Колобовой. Перед Днем энергетика энергохолдинг Эн+ вспоминает ветеранов отрасли, оставивших свой след в развитии Иркутской области.

 

С первого взгляда и на всю жизнь

Познакомились будущие супруги в Иркутском авиационном техникуме. Оба учились на отделении электрооборудования самолетов. Друг друга разглядели на танцах в общежитии.

Смотрю – девушка одна сидит. Все вокруг танцуют, а она нет. Решил к ней подойди и пригласить на танец. Вот так и познакомились. Мне с первого взгляда стало понятно – вот моя судьба, – вспоминает Анатолий Кондратьевич.

Галина Вениаминовна приехала в сибирский город, возвышающийся над рекой Ангарой, из Забайкалья. Ее детство прошло в городе, где еще при Екатерине II был построен знаменитый Петровский завод, который давал стране чугун, сталь и изделия из них, а также вошел в историю как место ссылки декабристов.

Окончив 8 классов, приехала в Иркутск, где у меня жили родные тетя и дядя. В 1952 году поступила в авиационный техникум. На нашем курсе парней было больше, чем девушек. Неудивительно, у меня была далеко не женская специальность – техник по электрооборудованию самолетов. Наравне с мужчинами осваивала и токарный, и фрезерный станки. В техникуме получила хорошие навыки, которые мне пригодились во время работы на Иркутской ГЭС, – поделилась воспоминаниями Галина Вениаминовна.

Родина Анатолия Кондратьевича – Красноярский край. Но в поисках своей профессии он сначала поступил в техникум торговли в Тулуне. Потом прошел одногодичные курсы военного обучения в школе Дальней авиации Советской армии по специальности механика. Дальнейшая служба у него была в Украине в городах Нежин, Конотоп, Лебедин. В звании старшего сержанта Анатолий Кондратьевич вернулся в Иркутск и поступил в авиационный техникум.

 

Укрощение своенравной Ангары

Первой на Иркутскую ГЭС устроилась Галина Вениаминовна. Это был июль 1956 года, буквально за несколько дней, как начали перекрывать Ангару. Она хорошо помнит, как строители вступили в схватку с непокорной и своенравной рекой. Сегодня мы видим подвиг сибиряков на кадрах кинохроники, а Галина Вениаминовна была очевидцем тех далеких событий, как зимой и летом, днем и ночью, в пургу и туман, кубометр за кубометром возводилась мощная станция на востоке страны. В борьбе со стихией строителям нелегко давался каждый шаг. Но рождались смелые решения, которые были реализованы благодаря мужеству и невероятной силе воли сибиряков. С вводом в строй первой ГЭС Ангарского каскада гидростанций долгожданный ток получили промышленные предприятия Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Слюдянки, а также электрифицированный участок Восточно-Сибирской железной дороги. И это был новый импульс в развитии Иркутской области.

 

 

Моя трудовая биография началась в должности техника монтажного отдела в специальном управления «Ангарагэсстрой». В круг моих обязанностей входила поставка кабельной продукции и арматуры для высоковольтных передач. Так получилось, что меня пригласили старшим инженером по электрооборудованию Восточно-Сибирской конторы «Снабэлектро», которое занималось снабжением строительства и эксплуатацией всего энергетического хозяйства страны. Потом вновь вернулась на ГЭС, в должности техника, а позднее электромонтером трудилась в электротехнической лаборатории, где проверяла на исправность оборудование, – пояснила Галина Вениаминовна.

 

Командировка в Египет

На Иркутской ГЭС Анатолий Кондратьевич попал в ряды оперативников. На станции так называли персонал, который непосредственно участвовал в процессе управления гидороэлектростанцией. На этих людях была огромная ответственность по поддержанию основных заданных параметров нагрузки основного оборудования и напряжения в сети. По воспоминаниям ветеранов-энергетиков, дежурная смена формировалась из таких профессионалов, кто мог при необходимости в любую секунду принять точное и оперативное решение. Благодаря этому удавалось не допустить серьезного нарушения режима работы станции.

На оперативной службе прошел все ступени роста. Был первым дежурным, техником, дежурным инженером и дослужился до начальника смены станции. Без отрыва от производства получил высшее образование. Сначала поступил в филиал Московского энергетического института, но потом произошла реорганизация, и диплом я уже в Иркутском политехе получал, – продолжает Анатолий Кондратьевич.

 

Слюнкова, как ответственного и грамотного сотрудника, на два года отправили в командировку в Египет на строительство второй очереди Асуанской гидроэлектростанции. Мощность египетской станции многократно превышала показатели первенца Ангарского каскада ГЭС: 2 миллиона киловатт против 660 тысяч. Строительство нового источника энергии продолжалось даже в условиях арабо-израильского военного конфликта.

Когда вернулся в Иркутск из командировки, то мне сначала пообещали отпуск. Но потом позвонил директор Иркутской ГЭС и сказал, что надо срочно выходить на работу. Полгода отработал мастером турбинного цеха. Потом меня вновь сделали начальником смены станции. Много известных людей приезжало посмотреть на нашу красавицу. Помню визит председателя президиума Верховного Совета СССР Климента Ворошилова. Как дорогого гостя встречали кубинского лидера Фиделя Кастро. Все хотели посмотреть на подвиг сибиряков, – сказал Анатолий Кондратьевич.

 

Дорогие сердцу места

В прошлом году ветеранов иркутской энергетики пригласили на открытие обновленного сквера Гидростроителей. Компания Эн+ превратила запущенную территорию в современное общественное пространство для отдыха и прогулок.

– В том сквере мы после работы гуляли, здесь собирались любители шахмат, свадьбы приезжали. Лавочки стояли, клумбы цвели… идешь на работу или с работы – красиво! – поделился воспоминаниями о сквере Анатолий Кондратьевич.

При оформлении сквера архитекторы использовали два мотива: воду и энергию, которыми живет Иркутск. Например, узор тротуарной плитки символизирует волны, а энергией дышат декоративные панно со светильниками, выполненные по индивидуальному дизайну. Обновление сквера Гидростроителей проводилось по инициативе основателя компании Олега Дерипаски.

Летом мы гуляем по скверу. Здесь дорогие нашему сердцу места. Вспоминаем свою молодость. И сегодня мы точно можем сказать, какие мы счастливые люди. Иркутская ГЭС соединила наши судьбы, с ней связаны самые лучшие события в нашей жизни, – признались Галина Вениаминовна и Анатолий Кондратьевич.