Мелких взяток стало меньше
Однако на треть увеличилось число преступлений, связанных с коммерческим подкупом
Более 3 млн рублей составила в этом году сумма взяток и подкупов, выявленных правоохранительными органами на транспорте. Всего за 11 месяцев 2023 года в сфере борьбы с коррупцией зарегистрировано 103 преступления, что меньше на 18,9% по сравнению с прошлогодними показателями. Средний размер взятки составил 58,8 тыс. рублей. Как отмечают сотрудники прокуратуры, мелких взяток стало меньше, а вот количество коммерческих подкупов (откатов) увеличилось на 30%.
Приангарье не в лидерах
По информации начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте Ивана Потапова, за 11 месяцев текущего года правоохранительные органы выявили 103 преступления коррупционной направленности (в 2022-м – 127). В том числе 16 коммерческих подкупов, три факта получения взятки и шесть – ее дачи, три присвоения и растраты, 56 фактов мелкого взяточничества. Общая сумма взяток и подкупов превысила 3 млн рублей. В суд направлено 108 дел по факту преступлений коррупционной направленности.
– Коррупция в России является одной из серьезнейших проблем, негативно влияющих на многие сферы деятельности общества и государства, – подчеркнул Иван Потапов. – По информации международной неправительственной организации Transparency International, в 2022 году Россия заняла 129-е место в рейтинге по коррупции среди 180 стран. Если смотреть в разрезе субъектов РФ, то Иркутская область не входит в регионы с наиболее высоким уровнем коррупции, в отличие от Москвы, Дагестана, Санкт-Петербурга, Ростовской и Свердловской областей, Краснодарского края. Но это не значит, что для Приангарья проблема менее актуальна.
По словам Ивана Потапова, на протяжении последних лет основными секторами экономики, которые наиболее подвержены коррупционным рискам, остаются финансово-кредитная сфера, потребительский рынок, бюджетная сфера, строительство, ЖКХ, транспорт, а также деятельность органов власти и управления. Сотрудник МВД отметил, что высокий уровень коррупции в негосударственном секторе обусловлен отсутствием обязательных комплаенс-процедур. То есть в компании должен быть разработан целый комплекс управления, который призван оценивать и выявлять коррупционные риски, проводить их профилактику, создавать локальные нормы организации.
– Поскольку коррупционные преступления имеют высокую степень латентности, наиболее эффективными методами борьбы являются сочетание следственных действий, гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий, – продолжил Иван Потапов. – Среди основных проблем, которые мешают выявлять коррупционеров, помимо высокой латентности можно назвать опасение лиц по поводу возможного давления со стороны руководителей и несовершенство нормативно-правовой базы. Например, нет четкого разграничения между «провокацией» и законным проведением оперативно-розыскных мероприятий. Нет понятия «допустимой провокации», как в законодательстве некоторых зарубежных стран.
Миллион за фитосанитарные сертификаты
Тем не менее удается выявлять как мелких, так и крупных коррупционеров. Среди ярких примеров Иван Потапов назвал уголовное дело, возбужденное в марте 2023 года Братским СО Восточного межрегионального СУТ СК России. Обвиняется сотрудница одного учреждения, которая в 2018–2020 годах получала взятки за выдачу заключений о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции. За это время она незаконно обогатилась на почти 1 млн рублей. Еще одно уголовное дело было возбуждено тем же Братским следственным отделом в отношении сотрудника учреждения, который в 2017–2018 годах получил 191 тыс. рублей от индивидуального предпринимателя (через посредника) за ускорение процесса выдачи фитосанитарных сертификатов на экспортируемые лесоматериалы.
Продолжается расследование по делу, возбужденному ЛО МВД России на станции Иркутск-Пассажирский. Его фигурантом является руководитель предприятия, который совершил хищение неотработанного аванса в размере 34 млн рублей при проведении работ по реконструкции объекта в рамках федерального проекта. Ущерб возмещен полностью. В первом квартале 2024 года планируется передать в суд уголовное дело, по которому обвиняется мэр одного из районных муниципальных образований. Установлено, что глава территории, действуя через сообщников от имени аффилированных предприятий, осуществил недостоверное декларирование лесоматериалов рыночной стоимостью свыше 45 млн рублей, которые затем были экспортированы за границу РФ.
«Откаты» пошли в рост
Старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Алексей Солнцев в свою очередь заявил, что в этом году было меньше выявлено фактов мелкого взяточничества (когда сумма не превышает 10 тыс. рублей).
– Мы связываем это с постоянным проведением профилактических мероприятий на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, – говорит Алексей Солнцев. – Так как мелкие взятки обычно даются инспекторам за несоставление протоколов при административных правонарушениях, мы постоянно информируем граждан об уголовной и административной ответственности.
Зато на 30% увеличилось число преступлений, связанных с коммерческим подкупом, и такой же рост дали дела по факту получения взятки. Всего за 11 месяцев 2023 года сотрудники Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры пресекли свыше 400 нарушений антикоррупционного законодательства. К дисциплинарной ответственности привлечено более 120 должностных лиц, одно из которых уволено в связи с утратой доверия. Возбуждено два уголовных дела по результатам прокурорской проверки, к административной ответственности привлечено 17 должностных и юридических лиц (наложено штрафов на общую сумму более 2,5 млн рублей). Правонарушения касались в основном того, что работодатели не сообщили о приеме на работу бывших госслужащих. А две организации получили штрафы на сумму порядка 2 млн рублей за незаконное вознаграждение от чиновников.
– Особое внимание уделяется вопросам возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, – добавил Алексей Солнцев. – Так, в 2023 году нанесен ущерб в размере 12,5 млн рублей. Было предъявлено 11 исковых заявлений на сумму 8 млн рублей. Мы требуем вернуть не только похищенное имущество, но и суммы вознаграждений. По итогам предварительного расследования добровольно возмещен ущерб на сумму более 1,5 млн рублей, стоимость имущества, на которое наложен арест, составляет свыше 35 млн рублей.