Заксобрание: старт IV созыва
Главным политическим событием 2023 года стали выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва. Состав депутатского корпуса изменился на две трети, при этом региональный парламент остался многопартийным. С начала нового созыва законодатели успели провести большую работу по областному бюджету на 2024 год, а также плановый период на 2025 и 2026 годы. В интервью газете «Областная» председатель Заксобрания Александр Ведерников рассказал о приоритетах работы на ближайшую перспективу.
– Александр Викторович, после выборов состав депутатского корпуса сильно обновился. Насколько это будет способствовать плодотворной работе Заксобрания?
– Опыт прошлого созыва показывает, что все возможно. Вместе с коллегами, которые представляли пять политических партий, мы пережили наводнение в Тулуне и пандемию коронавируса, работали в условиях западных санкций и специальной военной операции. Каждое из этих событий сплотило депутатский корпус, заставило мобилизовать все силы. Думаю, что этот опыт будет продолжен, и наша командная работа станет еще эффективнее.
– Какие приоритеты будут у парламентариев на ближайшие пять лет?
– Одним из главных направлений я вижу развитие промышленности и экономики Иркутской области. С открытием производства появляются новые рабочие места, происходят отчисления налогов, дополнительные возможности местных бюджетов для строительства социальной сферы. Для привлечения инвесторов в регион нам необходимо заниматься инфраструктурным развитием. Что это значит? Без дорог, инженерных сетей, энергетических источников невозможно развивать промышленные площадки. Для бизнеса эти затраты слишком тяжелы, особенно в условиях западных санкций. Обеспечение инфраструктуры – вопрос государства. Надеюсь, что мы совместно с правительством региона и губернатором начнем развивать это направление, и оно конкретными цифрами войдет в областной бюджет.
– Получат ли свое развитие те инициативы, над которыми начали работать еще в третьем созыве?
– Так и будет. Основной упор сделаем на развитие человеческого капитала. В третьем созыве много внимания уделили среднему профессиональному образованию, которое в последние годы находилось в упадке. Сегодня много говорят про новую индустриализацию, импортозамещение, суверенную экономику России. Без рабочих профессий, которыми как раз и занимается СПО, невозможно справиться с поставленными задачами.
Среди других важных направлений, которыми будет заниматься четвертый созыв, – дополнительное образование. В наших детях надо развивать творческий потенциал, поддерживать их тягу к искусству, музыке – это компоненты эмоционального интеллекта, что будет отличать нас от роботов. Без внимания не оставим культуру и духовное воспитание. Например, губернатору на ознакомление направили программу по развитию школьных музеев.
– В этом году вы принимали участие в заседании совета законодателей СФО. Какие вопросы обсудили с коллегами из других субъектов?
– Тема военных городков, о которых мы говорили с законодателями Сибири, касается не только Иркутской области. Некогда военные гарнизоны теперь стали муниципальными образованиями. На протяжении многих лет из-за отсутствия должного финансирования в упадок приходят социальные объекты, высокая степень износа отмечается в жилом фонде. Где-то крыша течет, батареи неисправны, есть жалобы на грибок в подъездах. Военные больше не занимаются решением таких вопросов. А у муниципалитетов нет средств. Но этот гордиев узел необходимо разрубить. Поэтому депутаты Заксобрания выступили с инициативой создания областной программы, которая поможет таким муниципалитетам ресурсами из регионального бюджета. Это позволит со временем привести здания в надлежащий вид.
– С каким бюджетом Иркутской области предстоит вступить в 2024 год?
– Бюджет получился сбалансированным и устойчивым, жителям региона волноваться не о чем. Мы много дискутируем с нашим минфином по поводу государственного долга. Потому что депутаты прежде всего думают о долге перед жителями Иркутской области, и поэтому наши пожелания, предложения, которые мы активно предлагаем включить в бюджет, – это и есть забота о будущем нашей области. Развитие социальных объектов, инфраструктуры в тех уголках нашего региона, где развивается промышленность. Не будем забывать и о селе, это единственный путь поднять нашу демографию. В зоне особого внимания депутатов останется и межбюджетная политика в отношении муниципальных образований, мы должны помочь территориям развиваться.
– На одной из сессий вы сказали, что необходимо изменить подход к межбюджетной политике в отношении муниципальных образований. А что именно надо сделать?
– Если посмотреть на консолидированный долг региона, то он включает госдолг субъекта и муниципальный долг по совокупности всех муниципальных образований региона. Отмечу, что консолидированный долг Приангарья в СФО самый маленький, но доля муниципального долга в нем самая большая. Почему? Муниципальные образования оформляют не бюджетные кредиты под символические проценты, а займы у коммерческих банков. Поэтому долговая нагрузка у наших муниципалитетов выше, нежели в других субъектах Сибири. Эту тенденцию необходимо менять. Будем работать в этом направлении.
– Но муниципалитеты сталкиваются и с множеством других проблем. Наверняка депутаты получают много обращений по поводу состояния дорог или что люди долго не могут уехать с остановки. Чем можно помочь?
– Протяженность региональных дорог Приангарья сопоставима с Новосибирской областью, но у нас транспортных маршрутов в два раза больше. Причина в основном кроется в задвоенности многих маршрутов. Есть случаи, когда из одной точки по одним дорогам курсируют межмуниципальный и муниципальный автобусы. Помимо пробок такая ситуация создает еще и дефицит выручки. У перевозчиков нет денег обновлять подвижной состав. Если муниципальные перевозчики могут рассчитывать на помощь местного бюджета, то как быть частникам? Очевидно, что нужно наводить порядок в сфере регулирования маршрутов. Также требуется вернуться к опыту, когда областной бюджет компенсировал перевозчикам затраты по межмуниципальным маршрутам. Справедливые упреки мы слышим и в адрес состояния дорог. Возможно, нам стоит последовать примеру других субъектов СФО и делать дополнительные перечисления в областной дорожный фонд.
– Невероятной популярностью у населения пользуется программа «Народные инициативы». Будет ли увеличено финансирование по ней в новом году?
– Еще несколько лет назад президент России Владимир Путин дал поручение разработать механизмы вовлечения жителей в распределение государственных средств. Это позволило жителям решать насущные вопросы, например, заасфальтировать тропинку возле дома, сделать освещение на улице, поставить скамейку в общественном месте. Незаметные на первый взгляд добрые дела, но они являются значимыми для тех, кто живет на данной территории.
Если говорить про 2024 год, то все проекты по программе «Народные инициативы», прошедшие в этом году конкурсный отбор в областной конкурсной комиссии, будут реализованы. Финансирование на эти цели предусмотрены в региональном бюджете. Причем своими поправками депутаты выделили дополнительные средства в объеме 368 млн рублей, а изначально заложенная сумма составляла 500 млн рублей. Вообще, у Иркутской области есть потенциал для роста в этом направлении. Глава государства поручил, чтобы не менее 5% местных бюджетов направлялось на реализацию проектов, инициаторами которых выступают граждане. В нашем случае речь должна идти про 8 млрд рублей, мы же пока выделяем не более 1 млрд рублей. Этот механизм депутатскому корпусу надо развивать дальше, чтобы у наших жителей было больше возможностей реализовать свои инициативы.