Ирина Синцова: «Наступает эра СПО»
Иркутский региональный колледж педагогического образования (ИРКПО) на протяжении своей истории сохраняет лучшие традиции, совершенствует образовательную деятельность. Педагогический коллектив успешно решает задачи подготовки кадров. По итогам 2023 года ИРКПО признан одним из лучших образовательных учреждений России. О новых планах рассказывает Ирина Синцова, директор педколледжа, депутат областного Заксобрания трех созывов (2008–2023), удостоенный знака «За отличие перед Иркутской областью».
– Директором колледжа вы стали недавно. Ваши впечатления?
– У меня большой опыт госслужбы, курирования сферы образования. Все, что мы вкладывали в школу последние 10 лет, финансирование, улучшение материально-технической базы, – дало плоды, результаты я увидела в колледже.
Педколледж – 2880 студентов, 600 работников, среди которых 15 кандидатов наук. Это огромный потенциал и ответственность, у коллектива есть ресурс работать суперэффективно. Я системный человек, для меня важны поставленные задачи, конечная цель, сроки.
Есть проблемы с материально-технической базой, поэтому радует, что в 2025 году будет реализована федеральная программа по ее совершенствованию в системе СПО.
В студенческом общежитии созданы хорошие, комфортные условия, но хочется сделать его суперсовременным. И ребята выступают со своими инициативами.
Сложный вопрос – отчисление. С каждым таким студентом мы ведем индивидуальную работу, проводим собеседования, подключаем психологов. При подготовке педагогов важна практика, здесь необходимо развивать институт наставничества.
Благодарна всем, кто руководил колледжем до меня, со дня его основания. Это большая плеяда ярких личностей. Для меня быть руководителем – большая честь и обязательство. Нужно не уронить марку, более того, успешно встроиться в наступающую эру СПО – среднего профессионального образования.
В этой системе среднего профобразования идет перезагрузка – растет его престиж и востребованность. Колледжи должны модернизироваться и теснее интегрироваться с экономикой.
Сегодня государство задолжало СПО. Под предлогом оптимизации среднего профобразования шло резкое сокращение учебных заведений в сельских территориях. И там же сегодня не хватает кадров. Колледжи и техникумы всегда были кузницей специалистов среднего звена и рабочих, необходимых экономике.
Важно преодолеть дефицит рабочих кадров и повышать качество профессионального образования за счет реформирования системы СПО и внедрения новых подходов. Этому содействует движение «Молодые профессионалы», повышая престиж рабочих профессий, соединяя лучшие практики и профессиональные стандарты.
– Можно ли сегодня говорить о повышении престижа профессии педагога?
– Приходят ребята с неплохим качеством знаний, у нас конкурс при поступлении – девять человек на место, чего не было еще пять лет назад. Много студентов из педагогических династий, они не просто выбирают специальность, а знают, что такое труд учителя. Мы видим ребят, готовых сознательно получить профессию педагога. Наша задача – создать условия, дать им качественные знания.
– Каких специалистов вы готовите?
– Учителей начальных классов, воспитателей детских садов, музыкальных руководителей, преподавателей живописи, педагогов дополнительного образования. У нас есть эстрадное, музыкальное, танцевальное отделения.
В прошлом году был первый набор педагогов допобразования в области технического творчества. Мы говорим о робототехнике и беспилотных летательных аппаратах. Планируем наладить сетевое взаимодействие с Иркутским филиалом Московского университета гражданской авиации. В ближайшее время готовится экскурсия на авиационный завод, есть договоренность с руководством.
– Куда уходят ваши выпускники?
– Необходимо, чтобы они приходили на рабочие места в образовательные организации. Но цифра закрепления кадров на местах оставляет желать лучшего, а дефицит кадров в территориях серьезный.
Действенный способ решить эту проблему – внедрять в колледжах целевое обучение. Студент обязан после окончания педколледжа вернуться в то муниципальное образование, с которым у него заключен договор.
У нас по целевой подготовке обучаются 53 студента из Приангарья, Забайкалья, Бурятии, Красноярского края. Есть региональная законодательная база, я в свое время инициализировала закон о целевой подготовке в СПО. Вижу, как он претворяется в жизнь, вижу проблематику, над этим и будем работать.
Для педагогических колледжей важно вступление в программу «Профессионалитет». В «Профессионалитете» важен работодатель. Наши работодатели – муниципалитеты и мэры – должны с нами поддерживать тесные контакты. Главы муниципалитетов постоянно говорят о нехватке кадров. Хочется, чтобы это не осталось на уровне констатации факта.
– Расскажите о достижениях.
– По итогам VII Всероссийской Невской образовательной ассамблеи Иркутский региональный колледж педагогического образования признан в этом году одним из лучших образовательных учреждений России. Жюри оценило социальное партнерство, наши проекты, достижения ребят. Только за последний квартал 16 человек представляли область на федеральном уровне и заняли призовые места.
– Ваши планы?
– В декабре заключим соглашение с Педколледжем № 18 Москвы. Сотрудничество коснется обмена педагогами для стажировок, опытом методической работы. Есть договоренность, что будем обмениваться и студентами-практикантами.
Следующий формат – международный, будем выстраивать рабочие отношения с Республикой Беларусь и Монголией.
Планируем вступить в Ассоциацию педколледжей России, что позволит представлять интересы в профессиональных сообществах, общественных и государственных организациях.
Мы начали сотрудничать с Центром образования № 47 Иркутска. С его директором Надеждой Тютриной есть совместный проект по этикету студентов, чтобы возродить традиции российского образования.
Один на сотрудников предложил проект по организации профилактики профессионального выгорания у педагогов. Я думаю, найдем ресурсы его осуществить.
Хотелось бы расширить возможности для ребят, поучаствовать в лучших практиках. Чтобы они оканчивали колледж с уверенностью: педагог – востребованная, уважаемая профессия.
– Как организована работа по патриотическому воспитанию студентов?
– Мы проводим занятия цикла «Разговоры о важном». По теме «Спецназ» связались с ДОСААФ, посмотрели, как идет процесс подготовки бойцов. Познакомились с НКО «Золотые руки Ангела», наши педагоги вяжут маскировочные сети, ребята им помогают.
На СВО добровольцами ушли наши выпускники – музыканты, преподаватели физкультуры. Мы взяли шефство над десятью контрактниками, помогаем им в приобретении спецоборудования. Ребята в начале декабря дали благотворительный концерт классической музыки, собрали средства на эти цели.
– Какие идеи вы бы хотели донести до выпускников?
– Самое большое достояние – наши дети. И пусть педагоги от работы с ними получают удовлетворение. Сегодня быть учителем – это быть под надежной государственной защитой, иметь гарантированную заработную плату, почет и уважение. И самое главное, вкладывать свой потенциал в будущее.