В Иркутске расширили интеллектуальную транспортную систему, которая управляет движением потоков автомобилей на сложных участках дорог

21.12.2023

В Иркутске расширили интеллектуальную транспортную систему, которая управляет движением потоков автомобилей на сложных участках дорог. В этом году в неё включили 27 новых элементов. Это подсистемы мониторинга параметров транспортных потоков, подсистемы светофорного управления, модули сценарных планов управления движением и геоинформационной системы, сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных. Работу провели в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В этом году на проведение работ было выделено 178 млн рублей.

– В 2022 году Иркутск вошёл в число городов России, где создают интеллектуальные транспортные системы. Проект рассчитан на три года. За это время на его реализацию из федерального и регионального бюджетов направили 572 млн рублей. Задача проекта – снизить количество заторов и сделать движение транспорта более простым. У нас работа идет системно. Данные, полученные с помощью интеллектуальной транспортной системы, позволяют понимать, какие изменения необходимы на дорогах, – отметил Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

В этом году на дорогах установили 11 подсистем мониторинга параметров транспортных потоков. Они позволят выявлять места возникновения заторов. Восемь подсистем установлено в Иркутске на перекрёстках ул. Маяковского и 2-ой Железнодорожной; Джамбула и пер. Спортивный; Байкальской и Советской; Депутатской и Советской; Баррикад и Юлиуса Фучика, на ул. Трактовая в районе остановки «Бакалея»; на ул. Олега Кошевого 61 и на ул. Байкальская 291а. Ещё три подсистемы действуют на региональных трассах: на 1 км. Дороги Иркутск – Большое Голоустное; на 1 км дороги Иркутск – Оса – Усть-Уда и на 3 км дороги Иркутск – садоводство «Дорожный строитель».

Подсистемы светофорного управления, которые позволяют удаленно централизованно ими управлять, работают на 14 участках. Все они находятся в Иркутске. В Свердловском районе пять из них установлены на пересечениях улицы Лермонтова с улицами Улан-Баторской, Фаворского, Мелентьева, Помяловского и Жуковского; её три – на пересечениях улиц Мухиной и Захарова; Старо-Кузьмихинской и Безбокова, а также Бульвара Рябикова у рынка «Ручей». В Октябрьском районе подсистемы работают на перекрестках Депутатской с улицами Пискунова и Советской; на пересечениях Красноярской и Советской; Партизанской и Пискунова. В Правобережном округе – на пересечениях улицы Декабрьских Событий с улицами Рабочей и Нижней Набережной.

Подсистемы мониторинга параметров транспортных потоков и подсистемы светофорного управления соединены в единую сеть – интеграционную платформу. Для управления ею установлен модуль геоинформационной системы, сбора, хранения, анализа и графической визуализации и модуль конфигурации сценарных планов управления движением. Их задача – анализировать транспортные потоки и разрабатывать сценарные планы для минимизации дорожных заторов и аварий.

– Для водителей и пешеходов работа интеллектуальной транспортной системы не заметна, так как внешне это привычные светофоры. Но они горят больше или меньше в зависимости от ситуации на конкретном участке. Например, в час пик на главной дороге система даёт сигнал светофору дольше гореть зелёным по основному потоку движения транспорта. Это позволяет пропускать больше транспорта. За этим стоит большая работа по анализу ситуации в этом месте и на примыкающих улицах. Это повысит качество транспортных услуг, снизит транспортные затраты, улучшит экологию и безопасность, – пояснил министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов.

Завершить создание интеллектуальной транспортной системы в Иркутской области планируют в 2024 году. На первом этапе, в 2022 году, на сложных участках дорог установили шесть датчиков мониторинга дорожного движения, шесть «умных» светофоров, которые переключают сигналы исходя из дорожной ситуации и таким образом повышают пропускную способность перекрёстков, а также и две метеостанции с функциями диспетчерского реагирования на сложных участках.