Матильда и Николай II
История любви в балете, языком музыки и танца
Спектакль о легенде русского балета Матильде Кшесинской поставили на малой сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского. Автор драмабалета Людмила Цветкова сделал акцент на российском периоде жизни примы Мариинского императорского театра, а именно языком музыки и танца рассказала о ее любви с цесаревичем Николаем и романе с великим князем Андреем. Главную роль в спектакле сыграла заслуженная артистка РФ Мария Стрельченко. Постановка приурочена к ее 25-летию на сцене Иркутского музыкального театра.
– Матильда Кшесинская, безусловно, была личностью и в балете, и в жизни, – рассказала Людмила Цветкова. – Это первая русская балерина, которая вытеснила с российской сцены всех итальянок и француженок, ведь в то время все главные партии исполняли только иностранки. Отечественные балерины танцевали в кордебалете. Она первая из русских балерин исполнила 32 фуэте, а также много внимания уделяла драматической составляющей роли.
Идея создать спектакль, посвященный этой исторической личности, возник у бывшего главного балетмейстера Иркутского музыкального театра, а ныне жительницы Сочи Людмилы Цветковой в прошлом году. Она создала либретто, придумала музыкальное оформление и хореографию спектакля.
– Мы разговаривали с Марией Стрельченко о постановке к ее юбилею, и было очевидно, что спектакль по такому поводу лучше делать об известной балерине, – отметила Людмила Цветкова. – Личность Матильды Кшесинской привлекла меня, потому что помимо ее вклада в русский балет у нее была очень интересная личная история. Конечно, их биографии не созвучны, не похожи и характеры, но Мария Стрельченко прекрасная балерина и актриса, поэтому ей под силу воплотить этот образ и быть совершенно другой на сцене.
В центре сценографического решения спектакля, которое создала художник Татьяна Королева из Санкт-Петербурга, балетный станок – главная любовь Матильды Кшесинской. Ведь в профессии она отличалась феноменальным трудолюбием. Слева – зеркало в раме в стиле модерн. В духе этой эпохи с включением современных тенденций и костюмы главных героев. Видеоконтент к постановке, переносящий персонажей то в заснеженный парк, то в театр, то в шикарные апартаменты, создала Ксения Пашкова.
Роли цесаревича Николая, великого князя Андрея и Фантома исполнил солист балета Юрий Щерботкин. Артист умело перевоплощался, меняя пластику и характер образа. И хотя жанр драмабалета предполагает, что элементы игры преобладают над чисто балетными выразительными средствами, спектакль наполнен красивой и сложной хореографией.
За час, который длится постановка, перед зрителями проходит первая треть жизни Матильды Кшесинской. Сначала они видят ее маленькой девочкой. Ведь «детство Мали было по-настоящему счастливым, похожим на сказку. Поэтому она и выросла внутренне свободной и жизнерадостной…» – слышим мы цитату из книги Елены Ерофеевой-Литвинской «Матильда Кшесинская. Муза последних Романовых». Роль маленькой Матильды исполняют воспитанницы детской балетной студии театра.
Потом на сцене разворачивается бурный роман с цесаревичем Николаем. «…Я полюбила наследника престола с первой нашей встречи… Ни о чем другом я думать просто не могла…», – звучат слова из мемуаров балерины. Но сказка вскоре заканчивается – после смерти своего отца Александра III Николай II поспешно женится на своей невесте, немецкой принцессе Александре Федоровне. Марии Стрельченко удалось очень трогательно передать в танце страдания молодой женщины о расставания с ее возлюбленным.
Однако император будет всегда помогать Матильде. И молодая талантливая балерина ненадолго останется в одиночестве. Ей будет покровительствовать Великий Князь Сергей Михайлович. А потом случится ее роман с великим князем Андреем, за которого она уже в иммиграции выйдет замуж. «…Мною овладело чувство, похожее на то, что я испытывала к Ники. Только теперь я была уже не наивной девочкой, а зрелой женщиной. С каждым днем я влюблялась все сильнее…», – слышат зрители воспоминания балерины. Дух эпохи в спектакле также передает музыка Петра Ильича Чайковского, Фредерика Шопена и Антонина Дворжака.
– В спектакле Матильда в момент, когда она юная встретила цесаревича, предстает в образе белого лебедя, – рассказала Людмила Цветкова. – А в отношениях с князем Андреем она уже черный лебедь.
Балетный станок находится на сцене весь спектакль, и многие необычные хореографические композиции Людмила Цветкова строит вокруг этого символа классического танца. Только в финале, прощаясь с Россией и с театром, Матильда опрокидывает его на пол.
«Мадам 17 – так звали ее в европейских казино. Она была убеждена, что это число приносит ей удачу. Она совершила ошибку, поставив на Романовых и на власть. Но в одном она не ошиблась, число 17 сыграло в ее жизни роковую роль! Весной 1917 года она лишилась города, театра и России».
История жизни Матильды Кшесинской в балетной интерпретации Людмилы Цветковой и в исполнении Марии Стрельченко получилась зрелищной, пронзительной и лишенной всякой двусмысленности.