Место силы Александра Реутова
Учитель технологии собирает третий станок с числовым программным управлением
В школе села Залог Качугского района Александр работает 22-й год и говорит, что ребята учатся у него, а он – у них. О том, почему своей родиной он считает Советский Союз и по какой причине у него нет желания менять деревенскую жизнь на городскую, Александр Николаевич рассказал в интервью нашей газете.
Прадед пришел в Залог в кандалах
– Александр Николаевич, расскажите о вашей семье. Откуда она пошла?
– Когда произошла первая революция, мои предки поддержали революционеров, но бунт был подавлен. Прадед Филарет Данилович пришел сюда в кандалах как ссыльный вместе с братом. К сожалению, имя брата не сохранилось. Я пытался найти информацию о нем и о прадеде, но безуспешно. В Залоге наша семья – прадед, дед, отец, я – живем уже в четвертом поколении, более 100 лет.
Предки были мастеровые люди. Дедушка Егор Филаретович делал сани, вспоминают, что он настолько хорошо гнул дуги, что на его санях можно было не просто выезжать на прогулки, но и ездить в лес, перевозить на них что-то тяжелое. Дед не гнался за количеством, делал в основном для себя, для знакомых, друзей. Кузнечил, может, не так профессионально. В семь лет начал пахать землю, в общем, был на все руки мастер. Я, бывает, залезу в амбар, начну перебирать то, что там хранится: вот это евошними руками сделано и это тоже… Думаю, выброшу, а потом – нет, не надо, пусть лежит!
Супруга его Варвара Митрофановна, моя бабушка, тоже была мастерицей: всю деревню обшивала. Хорошо вязала. Ее старая швейная машинка «Подольск» до сих пор стоит у нас дома. Бабушка была матерью-героиней, родила 12 детей, долгое время в семье хранились ее удостоверение и медаль.
Отец Николай Егорович работал электриком, прекрасно разбирался в технике, в совершенстве управлял трактором и мотоциклом. Он многому научил нас с братом Алексеем. Моя мама Галина Матвеевна Третьякова и шьет, и вяжет, и вышивает. Кем я только не был на новогодних утренниках: и гусаром, и бандитом! Мама – учитель по профессии, более 20 лет была директором Залогской школы. Именно при ней закладывалось здание, где сейчас расположено учебное заведение. Мама работает до сих пор – учителем начальных классов.
Я родился здесь, в селе Залог, после школы поступил в Иркутский индустриально-педагогический техникум на специальность «учитель технологии», окончил. Вернулся на родину, сразу устроился сюда. Два месяца отработал, а потом меня призвали в армию. Отслужил два года, снова вернулся и уже работаю здесь 22-й год.
– Какие предметы больше всего вам нравились в школе? Кем вы мечтали стать?
– Больше всего в школе нравились труды, право, геометрия, черчение. Тяжело давались русский язык и литература, с годами я начал понимать, что надо было «нажимать» именно на них. Учителем стать не мечтал, можно сказать, что к этому меня подтолкнула мама, но всегда любил что-то конструировать, изобретать. Мама вспоминает: как только я начал сидеть, мне еще и года не было, она купила мне алюминиевый конструктор. Сын затих, и она пошла посмотреть, что же я делаю. Оказывается, я пытался накрутить гаечку на болтик. Интерес к этому у меня был еще с самого детства.
Вообще я всегда мечтал стать трактористом, у меня есть тракторные права, трактор и прицепная техника. Я люблю пахать землю, получаю от этого удовольствие. Хотелось бы больше времени уделять работе на земле.
Роботы – наши помощники
– Что больше всего вам нравится в профессии учителя?
– Самое приятное, когда сюда приходят наши парни-выпускники, уже ставшие мужиками, у них и дети есть, и говорят: «А вы помните?» Конечно, чаще всего вспоминают хорошее, но бывает и плохое: «Помните, вы нас ругали? Вот мы балбесы были!» Я говорю, что на то она и жизнь: сегодня надо поругать, завтра – похвалить. Приятно, что ребята умеют многое делать своими руками.
Программа наша трудовая ограничена: мы учим определенным навыкам и умениям, но не научат на тех же уроках, например, как отремонтировать бензопилу. А что такое бензопила в деревне? Это первый источник тепла: валежник, горбыль распилить. Однажды мы с парнишкой ремонтировали такую бензопилу, и добились своего – она заработала. Когда я только пришел сюда работать, у меня учились уникальные мальчишки: у них все в руках горело, из любой железки они могли сделать шедевр. Могу сказать, что процесс двухсторонний: ребята учатся у меня, а я – у них.
– Несколько лет тому назад вы с ребятами собрали станок с числовым программным управлением (ЧПУ) из деталей, которые заказали в интернете. С чего все начиналось?
– Раньше была такая замечательная передача на канале ОРТ «Америка с Михаилом Таратутой». Он работал в этой стране и рассказывал, в том числе, о передовых технологиях. Тогда железный занавес только начал приподниматься. Там я впервые увидел, как роботы задействованы на сборке автомобилей, и загорелся этой идеей – собрать своего робота. Оказал влияние на меня и художественный фильм «Приключения Электроника», и мультфильм «Нехочуха», одним из героев которого является робот-нянька.
Что такое роботы? Это помощники, но у них нет ни сердца, ни души, они просто выполняют наши команды. В переводе с чешского это слово означает «подневольный труд». Первый станок с ЧПУ я увидел у Анатолия Васильевича Кузнецова, заслуженного учителя России. Он с командой учеников получил его в качестве приза на олимпиаде, в то время он стоил как хорошая квартира в Иркутске.
Но от идеи – собрать свой станок – до воплощения прошло более 10 лет. Сначала я заказал в интернете набор для самостоятельной сборки лазерного выжигателя, но в процессе запуска повредил программную часть. Пока я ее ремонтировал, набрался опыта, многое понял. Потом в 2019 году практически на коленке без всякого точного инструмента собрал станок с ЧПУ для себя, он до сих пор стоит дома и работает. У меня даже есть ролик об этом на моем ютуб-канале «Залог38», он так и называется «ЧПУ своими руками». Затем по предложению директора Залогской школы Ларисы Михайловны Заводских мы с ребятами заказали детали и собрали станок уже для школы.
Как говорится, в одну воду нельзя войти дважды, но мы это сделали. После того, как собрали станок, съездили с ним на Аграрно-промышленную неделю в Иркутск в составе делегации Качугского района и привезли оттуда Гран-при. Потом с тремя ребятами поехали на фестиваль технического творчества «Дети. Техника. Творчество», где заняли первое место. Сейчас с ребятами собираем небольшой, легкий станок ЧПУ, чтобы было удобнее его перевозить: первый школьный станок весит почти 100 кг.
– Насколько я знаю, у вас в кабинете технологии есть макет умного дома. Что у вас еще есть интересного?
– Да, у нас есть такой макет. Мы с дочерью Анастасией собрали его задолго до того, как я занялся станками в ЧПУ. Он работал через смартфон, например, можно было зажигать или выключать там свет и многое другое. Из-за санкций большая часть производителей программного обеспечения ушла с российского рынка, но я верю, что наши производители займут эту нишу, и она не будет пустовать. У нас здесь есть и 3D-принтер, два набора конструкторов, которые пришли в рамках образовательного проекта «Точка роста» в нашей школе.
– Как много времени вы проводите на своем рабочем месте?
– Иногда бывает, что прихожу просто на уроки, иногда вечерами остаюсь и работаю, все зависит от задач, которые стоят на данный момент. Конечно, хотелось бы больше времени посвящать творчеству, бумажная рутина отнимает его.
Учусь играть на гармошке
– Есть ли у вас дома изобретения, которые облегчают быт?
– Я живу в дедушкином доме, хочу, чтобы он остался таким же, как и был раньше. Я отреставрировал, покрасил стол, который дедушка делал своими руками. Сейчас мы собираемся за ним на праздники. Люблю мастерить из железа, лет 15 назад собрал фронтальный погрузчик для трактора, у меня есть грабли для трактора, плуг двухкорпусной. В общем, техники много.
– Что сеете?
– Ничего не сею. Выращиваю крупный рогатый скот, раньше у нас было пять дойных коров и молодняк – до 15 голов КРС. Сейчас решили оставить одну корову, для собственных нужд. Я никогда не буду пить покупное или чужое молоко. Всю жизнь пьем свое, домашнее.
– Какие у вас дальнейшие планы?
– Купил старенькую гармошку, реставрирую, переклеиваю клапаны, получаю очень большое удовольствие от игры на ней. Не знаю ни одной ноты, сам сажусь и подбираю. Что-то получается, что-то нет. Увидел в интернете, как мужчины делают своими руками гусли, теперь тоже хочу их сделать. Вроде ничего сложного в этом нет. Потом хочу научиться на них играть. В роду у меня были музыканты: дед по маминой линии играл на балалайке.
– Какой бы вам хотелось видеть дальнейшую жизнь Залога?
– Это моя малая родина, но настоящей родиной считаю Советский Союз. Но понимаю, что дома я больше уже не побываю. Однажды прочел такие строки, и они запали мне в душу:
«Я вырос здесь и здесь родился,
В стране, которой больше нет,
О боже, как я ей гордился,
Остался только пыльный след».
Я рад, что правительство обратило внимание на молодежь. Созданы всероссийское движение школьников, орлята России. Патриотизм в нас начал просыпаться, особенно в связи с последними событиями. Обидно и неправильно, что мы столько лет ориентировались на Запад, считали его примером. У России всегда должен быть свой путь.
Мне бы хотелось, чтобы моя дочь Настя после учебы в Иркутске приехала сюда, чтобы она здесь жила, работала. В деревне всегда очень много работы. А перспектива у Залога есть и очень хорошая, если мы захотим трудиться. А мы захотим, я в этом уверен.
У меня была возможность уехать в город, мне есть куда ехать. Но я там не могу почему-то, тяжело. Жалко времени, которое проводишь в пробках. Не хочется дышать выхлопными газами. Поэтому я решил, что останусь здесь. Здесь есть все для жизни. Приедешь домой в деревню, затопишь печку, сядешь рядом с ней с кружкой чая… Дрова в ней перед морозом щелкают, трескаются, так здорово! Кирпичи нагреются, прислонишься к ним спиной и думаешь: «Что еще нужно для счастья?!»