На защите интересов пациентов
В Заксобрании Приангарья обсудили борьбу с онкозаболеваниями
Создать в регионе центр контроля скрининга и диспансеризации; расширить диагностические возможности центров амбулаторной онкологической помощи; начать проводить в Иркутске генетические исследования. Такие предложения прозвучали на заседании круглого стола «Борьба с онкологическими заболеваниями в Иркутской области». Его на площадке Заксобрания организовала рабочая группа по онкологии, онкогематологии и трансплантации комитета Госдумы РФ по охране здоровья.
Заболеваемость растет
На август 2023 года в Иркутской области проживало 2 млн 344 тыс. человек. Из них почти 66 тыс. состоят на учете с диагнозом «злокачественное новообразование». В 2022 году регион вернулся на доковидный уровень заболеваемости.
По прогнозам, в этом году будет выявлено более 12 тыс. впервые установленных диагнозов, что станет рекордом за все время существования канцер-регистра. Динамика умерших от злокачественных новообразований снижается.
– Уровень заболеваемости на ноябрь 2023 года составил 513,5 на 100 тыс. населения. Первое место занимает рак кожи, второе – делят между собой рак молочной железы, легкого и толстой кишки. В рамках программы борьбы с онкозаболеваниями в Иркутской области пока не достигнут показатель по снижению смертности от новообразований, который составляет 211,9 на 100 тыс. населения – 99% от целевого показателя. Показатели ранней выявляемости и пятилетней выживаемости пациентов, одногодичной летальности и диспансерного наблюдения достигнуты, – отмечает главврач Иркутского областного онкологического диспансера Роман Зубков.
Растет число выявленных запущенных форм рака. По сравнению с 2019 годом – на 12%. Это связано с ослаблением диспансеризации и профосмотров в ковидное время.
Влияет на ситуацию и дефицит кадров. Региону не хватает около 160 онкологов. Минздрав Иркутской области совместно с онкодиспансером разработал программу, где откорректирован объем комплексного обследования, исходя из реальной инструментальной мощности медорганизации. Специалисты из Иркутска 28 раз выезжали в территории, где нет онкологов, провели 2200 телемедицинских консультаций.
Помимо онкодиспансеров в регионе есть 12 центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), 38 первичных онкологических кабинетов. В 2024 году планируется открыть еще три ЦАОП. Роман Зубков предложил расширить их диагностические возможности, например, приобрести так называемые биопсийные пистолеты для улучшения первичной диагностики.
Он высказался за перевод больных, получающих амбулаторно в виде таблеток, противоопухолевую лекарственную терапию на льготное обеспечение и за создание в регионе центра контроля скрининга и диспансеризации.
Исполнение программы под контролем
Проблемы отрасли на заседании обсуждали руководители медучреждений, ученые, депутаты, представители минздрава. Академик РАН, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья Александр Румянцев напомнил, что федеральная программа по борьбе с онкозаболеваниями беспрецедентна. За пять лет ее финансирование составляет почти 1 трлн рублей. Она предусматривает разработку клинических рекомендаций, совершенствование инфраструктуры медучреждений и другие мероприятия.
Сейчас в Приангарье на 7% вырос объем амбулаторной онкологической помощи, выросло число пациентов в дневном стационаре. Финансирование высокотехнологичной медицинской помощи возросло с 400 до 805 млн рублей.
Председатель комитета Заксобрания Иркутской области по здравоохранению и социальной защите Артем Лобков подчеркнул, что региональный парламент принял меры социальной поддержки медиков, которые помогут привлечь кадры в медучреждения. С 1 января 2024 года в регионе будут компенсировать аренду жилья молодым специалистам учреждений здравоохранения в сельской местности. Такой закон депутаты приняли в декабре.
– Но при реализации программы по борьбе с онкозаболеваниями есть проблемы. Поэтому обмен мнениями очень важен для нашего региона. Сегодня мы поделились тем опытом, который есть у нас. Уверен, что мы сможем найти решение проблем, и результатом нашей работы будут новые инициативы, в том числе законодательные, – отметил Артем Лобков.
– Эта программа нужна, востребована и полностью реализуется на территории нашего субъекта. Более того, второй год подряд мы привлекаем к ее осуществлению детскую областную клиническую больницу, поскольку онкозаболевания поражают, к сожалению, также и детей. Многие вопросы, прежде всего финансирования, принимаются на федеральном уровне. Такие встречи по разным направлениям приносят большую пользу, – сказал и.о. министра здравоохранения Приангарья Алексей Шелехов.
Как заметила вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай, федеральный центр видит похожие проблемы реализации программы по борьбе с онкологией в разных регионах. После Иркутска обсуждения пройдут в Красноярске, Уфе и Ярославле.
Больным детям – особый подход
Главный врач Иркутской областной детской клинической больницы, главный детский хирург СФО, депутат ЗС Юрий Козлов проинформировал, что ежегодно приходится тратить более 2,5 млн рублей для установления точного диагноза маленьких пациентов с онкологией, ведь нужно направлять биоматериал для исследования в другие регионы:
– Самое плохое здесь, что дети, которые не могут долго ждать начала химиотерапии, теряют драгоценное время. А ведь дети – это не просто маленькие взрослые. Это пациенты с особыми опухолями. И нуждаются в особых условиях, видах терапии. Ими обладают «взрослые» больницы, но не обладаем мы. Сейчас мы идем к строительству нового госпиталя на 436 коек, где будет хорошее отделение детской онкологии и центр трансплантации костного мозга. Но там нужно создать также подразделение патоморфологии и отделение генетических исследований.
Кстати, Иркутская область стала пионером роботической детской хирургии. Год назад благодаря государственно-частному партнерству в детской областной больнице появился робот, с помощью которого уже прооперировано более 100 детей.
То, насколько успешно регионы борются с заболеваемостью, покажет онкомонитор. В нем на основе опросов пациентов, их родственников, врачей отразятся различные статистические показатели и данные о том, насколько люди удовлетворены качеством медпомощи. Результаты мониторинга будут визуализированы на интерактивной карте России.