Спектакль о травме рода

Историю одной семьи рассказывает актриса Виктория Инадворская

На Другой сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова за час с небольшим в роли заведующей пошивочным цехом театра Марианны Виктория воскрешает образы бабушки и мамы героини, которые теряли возлюбленных и рожали детей от нелюбимых мужчин. Спектакль по пьесе «Лошадка» Ольги Богословской и Юлии Тупикиной поставил режиссер Александр Баркар. Напомним, что эскиз по ней стал одним из победителей Творческой лаборатории «ВАМПИЛОВ.FEST» в октябре прошлого года. Премьера спектакля состоялась 19 января.

Пьеса сразу зацепила меня, потому что это почти документальная история, художественно интерпретированная автором, – рассказал Александр Баркар. – Она очень болезненная, жестокая и, к сожалению, очень обычная. Но благодаря своей правдивости и узнаваемости вызывает сильный отклик у зрителя.

Кстати, зрители тоже становятся в некотором смысле участниками спектакля, ведь главная героиня все время обращается к ним, поскольку по сюжету к ней пришли люди на экскурсию по пошивочному цеху. Виктория Инадворская воплотила образ Марианны с присущей ей эмоциональной пластичностью и тонким драматизмом. Казалось, она не переживала события пьесы, а жила на сцене несчастной жизнью своей героини, которая на собственный лад воспроизвела негативный семейный сценарий.

Я и жалею свою героиню, и злюсь на нее, в общем, я недовольна ею, – призналась Виктория Инадворская. – Она могла бы прорваться, отважиться и сломать этот гнетущий семейный рок. Но не случись этих драматичных историй от поколения к поколению, тогда и пьесы не было бы. Не было бы острой и важной темы для диалога со зрителем.

 

 

В руках у Марианны две мягкие игрушки-игольницы – лошадка и зайчик, которые сшила ее дочка. Кстати, после премьеры автор пьесы Ольга Богословская выложила под постом об этом событии в социальных сетях театра фото реальных лошадки и зайчика. Героиня спектакля начинает рассказывать участникам экскурсии о работе модельера-конструктора в театре, про костюмы, но в итоге говорит об истории своей семьи. И эти игольницы в пьесе превращаются в символы: женщины – зайчики, мужчины – лошадки.

На сцене, кроме закроечного стола, – манекены и артисты, которые играют роли ее родни и ее в молодости. Кстати, именно Александр Баркар ввел в пьесу, которая задумывалась авторами как моноспектакль, этих героев, и спектакль от этого стал объемнее и интереснее.

 

 

Историю бабушки, которая считала погибшим своего любимого, сыграли Анастасия Ермолина и Константин Агеев. Их костюмы были белоснежными. В итоге, бабушка Люся вышла замуж за нелюбимого, в роли которого выступил манекен, и родила от него ребенка. Когда же выяснилось, что ее Иван жив, она не стала разрушать семью. Маму с ее изменником-баскетболистом сыграли Екатерина Винк и Семен Венцкус. Они были в красном. Мама Оля тоже вышла замуж без любви, чтобы не быть старой девой. Баскетболиста, который раскаялся в содеянном, она тоже не простила, а дети росли с отцом-садистом. Сама Марианна, роль которой в молодости сыграли в разных составах Дарья Горбунова и Анна Дружинина, влюбилась в музыканта-наркомана, образ которого воплотили Иван Алексеев и Алексей Орлов (II). Эта пара уже была одета в черное. Их история тоже закончилась драматично. Ребенка героиня «родила от кого-то» и отдала его бабушке на воспитание, а сама с головой ушла в работу. Дочка, когда выросла, перестала общаться с матерью и совсем не хочет иметь детей.

 

 

Мне кажется, это не конец болезненного родового сценария, а всего лишь его виток, – считает Александр Баркар. – Я очень сочувствую этим женщинам, которые стали жертвами обстоятельств, не выдержали общественного давления, старались соответствовать ожиданиям. Ведь общество в нашей стране до сих пор очень патриархально, женщине гораздо сложнее делать карьеру, от нее требуют продолжения рода, многие становятся жертвами домашнего насилия. И показанная история еще один повод задуматься об этом.

Безусловно, судьба женщин в ней вызывает сочувствие. Но не менее жалко и мужчин, не «лошадок», которые ускакали из жизни героинь, а мужей, которые в их руках стали средством достижения социального одобрения. Словом, спектакль наталкивает на размышления, каждый зритель наверняка увидит в этой истории что-то свое.