Семеро по лавкам
Трудно ли воспитывать детей, у которых разница в возрасте 19 лет
Актриса, певица, мама семерых детей, настоящая сибирская казачка – все это о жительнице Усолья-Сибирского Марии Нехорошевой. Недавно женщине вручили нагрудный знак Союза женских сил «Мать-героиня» II степени. Николай Нехорошев, муж Марии – мастер на все руки, наставник, папа и лучший друг детей. Супруги Нехорошевы рассказали «Областной» о том, трудно ли быть многодетными родителями.
В кабинете Марии Нехорошевой Дворца детского творчества висят сценические костюмы: платья, расшитые пайетками, рубашки-косоворотки, картузы. За ширмой, отделяющей кабинеты, слышны детские голоса – школьники после занятий торопятся в кружки.
– У нас же Дворец детского творчества, ребята участвуют в спектаклях, – говорит Мария, видя наш интерес к костюмам. – Для меня это знакомая обстановка: сама в театре играю, по профессии – постановщик театрализовано-массовых представлений.
Мария – мама семерых детей: старший сын – уже третьекурсник, учится на программиста на Дальнем Востоке, а самая младшая дочь ходит в первую младшую группу. Разница – 19 лет.
Тебе половину и мне половину
– Мария, думали ли вы с Николаем, что станете многодетными родителями?
– Когда выходила замуж, я говорила, что у меня будет один ребенок. Муж сказал, что двое, а старший брат заявил, что десять: с моей стороны – пять, со стороны мужа – пять. Он так сказал, возможно, потому, что я тоже из многодетной семьи, нас пятеро, и я старшая дочь. А мой муж – четвертый ребенок в семье. И мама моя из многодетной семьи, их было шестеро, и свекровь из многодетной семьи. Можно сказать, что быть многодетными – это наша традиция.
– Вы придерживаетесь каких-то правил или принципов в воспитании?
– Главное правило: помогать друг другу, чтобы дети стояли друг за друга горой, поддерживали друг друга. Нет особых правил, кроме гаджетов: сначала уроки, домашние дела, а игры в телефоне и на компьютере только в свободное время.
– Каково быть мамой семерых детей, когда старший уже студент, а младшая ходит в первую младшую группу?
– Ничего сложного нет, я имею в виду воспитание: старшие уже помогают. Где-то из садика забрать, если я на гастролях, в выходные могут посидеть с младшими, приготовить, за порядком проследить. В этом плане не очень сложно.
– А какие ваши дети – похожие или разные?
– Каждый со своим характером. Но если брать внешность, то на старшего похож третий сын Ванька, а Дима похож на Костю – второго старшего. Если брать фотографии младенчества и раннего детства, то они один в один, можно запутаться. И характеры похожи: оба смешливые, драчливые. А девчонки совсем разные, друг на друга не похожие. Старшая дочь Верочка похожа на мою маму, особенно глазами. Светик у нас единственная, у кого папины голубые глаза.
Казачка-мать
– Вы – участница ансамбля «Славица», а у него преимущественно казачий репертуар.
– С момента создания коллектива Евгений Евгеньевич Агафонов старается искать традиционные казачьи песни, соблюдать каноны в сценических костюмах. Частично это направило меня в казачество, в дальнейшем будет вести. В будущем планирую привлекать детей в мероприятия, связанные с казачеством. В нашей семье все крещеные, а сама крестилась лет в 19.
– Мария, были ли у вас в роду казаки?
– Казаков в роду нет, но когда выступаю на сцене в сценическом костюме, мне говорят: «Аксинья из «Вечного зова».
– Вы играете в народных театрах, поете в ансамбле народных казачьих песен. Откуда в вас такая любовь к сцене?
– Мое основное место работы – Дом культуры «Мир», где я заведую сектором по работе с детьми. А устраивалась туда режиссером театра, я постановщик театрализовано-массовых представлений и педагог. В ДК «Мир» я работаю с 2000 года, как раз 1 апреля исполнится 24 года. А в 1999 году пришла в народный театр «Ковчег», которым руководила Лариса Медведева, там я занимаюсь как актриса. Сейчас им руководит Гульнара Нарзулаева, она тоже воспитанница Ларисы Николаевны. Выходя из очередного декрета, я работала педагогом дополнительного образования при клубе «Ковчег». Вообще занимаюсь в трех народных театрах: «Ковчег», «Общение» и «Большая семья».
Занятия проходят вечером, по два часа. Отдыхаю от семейной рутины. Но бывает, что и детей привлекаю как участников, если ставим большой спектакль. Хорошо, что старшие дети и муж помогают.
– В прошлом году вы получили нагрудный знак «Мать-героиня» II степени. Считаете ли вы его признанием как мамы, воспитавшей семерых детей?
– Для своей семьи я и так мать-героиня. Знак я получила от Союза женских сил России. Второй степени – потому что семь детей, а первой – за десять детей дают, но мы пока не готовы. Этот знак я ношу с гордостью, многие подходят, спрашивают: «Как вы решились? Это сложно?».
Главное – понимание
С Николаем Нехорошевым лично встретиться не довелось, но получилось созвониться тем же вечером, что и прошла встреча с Марией. Как глава семьи он уделяет большое внимание тому, чтобы домашние были обеспечены всем необходимым. Немногословный, тем не менее тоже немного рассказал о своей семье.
– Николай, в вашей семье сформировались какие-то традиции?
– Мы всегда вместе встречаем Новый год у бабушки, у мамы жены, традиционно ее день рождения. Это традиция с момента создания семьи. Теперь новая традиция – семейный выезд на природу летом. У нас появилась большая машина, на которой можно всех детей вывести.
– Когда Мария уходит на репетиции, трудно ли оставаться с детьми, или то, что вы тоже из многодетной семьи, помогает?
– Пару часов могу выдержать, даже если старших детей не будет, а там уже мама приходит.
– А кто вы по профессии?
– Я столяр-плотник, работал на заводе «Усольмаш» в модельном цехе, где из дерева изготавливалась модель, по которой вылеплялась скульптура и затем отливалась металлическая деталь. С деревом я на «ты». Работал модельщиком, там же прошел курсы водителя крана-борта, стропальщика, научился работать с металлом, сварка любого вида. Сейчас работаю и по дереву, и по металлу.
Мария добавляет:
– Мастер на все руки! Даже на машинке шьет, девчонкам косички плетет – тренировался на мне. Папа у нас добытчик, обеспечивает семью. Он все может, я так думаю. Даже пару раз на сцене выступал, – смеется наша собеседница. – В прошлом году проходил слет многодетных семей, я долго уговаривала мужа поучаствовать, мы пришли, а оказывается, там семейные спортивные состязания. Пришлось всем отдуваться, но было весело, и мы забрали первое место.
Один раз он участвовал на сцене – на Губернаторском балу молодых семей, когда у нас был только один ребенок, мы посещали клуб молодых семей и представляли наш город в Иркутске. Когда он попробовал себя на репетициях, то понял, как это сложно, поэтому у него нет ко мне претензий, понимает, что такое сцена.
– У вас есть большая мечта, связанная с детьми?
– Мечтаем о большом доме, и к этому стремимся. Еще выехать на отдых куда-нибудь за пределы области всей семьей.
– Как у отца, какой у вас аргумент в пользу многодетной семьи?
– Во-первых, это теплота, семейный очаг, подкрепляется уважением к старшим, к младшим. Бывает, что один ребенок может вырасти эгоистом, а в большой семье все друг о друге заботятся. Это в будущем им пригодится. Воспитываем в детях чувство единения.