Леонид Выговский: «На БАМ ехали энтузиасты, которые гордились своей страной»
В пятницу, 9 февраля, в региональном избирательном штабе Владимира Путина прошла встреча ветеранов БАМа с молодежью из студенческих стройотрядов и учащимися железнодорожных учебных заведений.
Директор первой на БАМе школы в Звездном, Заслуженный учитель РФ, Леонид Выговский и укладчик пути, а ныне председатель Иркутского городского отделения общероссийской общественной организации «Бамовское содружество» Евгений Сарапулов рассказали ребятам, как 50 лет назад начиналась самая величайшая в мире Всесоюзная стройка.
– В мае 1974 года на станции Падунские пороги я встретил отряд 17 Съезда Комсомола, который следовал на БАМ. И мне захотелось поехать с ними. Но я учитель и не строитель и понял, что меня не возьмут. Но через некоторое врем мне предложили стать директором первой школы на БАМе в Звездном. 14 августа я приземлился на расчищенной в лесу вертолетной площадке. И в кирзовых сапогах, рабочем костюме, с рюкзаком явился в палатку, где находилось руководство, и показал приказ о назначении, – рассказал Леонид Выговский.
Он добавил, что один из руководителей предложил ему сначала сходить на место, где должна быть школа и посмотреть. Закончив свое предложение: «может ты еще откажешься».
– Я поднялся на сопку и увидел, что там было уложено только четыре венца сруба, а школа должна была открыться 1 сентября. И вот все свободные от работы люди, кто пришел с просеки или у кого отгулы, брали топоры, пилы и я вместе с ними и шли строить школу. И вот третье сентября мы торжественно первое крыло школы. На момент открытия в школе училось всего 17 ребятишек, а в конце года уже 187. Потому что, как только заработала школа, на участок стали приезжать специалисты целыми семьями, – сказал Леонид Выговский, подчеркнув, что «На БАМ в первую очередь ехали энтузиасты, которые любили и гордились своей страной».
Первые прибывшие на БАМ комсомольцы в 40-50 градусные морозы жили в палатах, которые отапливали буржуйками. Задача первопроходцев была расчистить площадки, на которых впоследствии будут построены щитовые дама, а на их месте через годы возведут поселки, станции и города. Молодые ребята – комсомольцы – работали от зари до зари без выходных и праздников. Их не пугали трудности, поскольку они гордились своей причастностью к величайшей стройке века.
– После того, как отряд высадился в Звездном, в Иркутске начали формировать областной комсомольский отряд. Мы все были из разных городов Иркутской области и 30 июня 210 комсомольцев мы уехали на строительство БАМа. Нас поездом доставили до станции Лена, а оттуда автобусами в аэропорт Усть-Кута и там 170 километров на самолете в Казачинско-Ленский район. В иллюминатор смотришь – кругом тайга и больше ничего, – вспоминает Евгений Сарапулов.
Он добавил, что специалисты стали приезжать на БАМ позже, а в самом начале ударной силой были комсомольцы, многие из которых не имели высоких квалификаций. Но именно благодаря БАМу многие из них стали настоящими профессионалами.
– Было так, топор в руках держать умеешь – будешь плотником или лесорубом. Если учился на механизатора, сразу в отдельную группу, потому что стали приходить бульдозеры, трактора, машины. Я сам начинал плотником, получил 4-й разряд, потом работал монтером пути получил 5-й разряд, затем мастером, был диспетчером поезда, а закончил свой трудовой путь начальником участка, – поделился Евгений Сарапулов.
Завершая встречу он дал студентам совет – уходить на работу или учебу с радостью, а возвращаться домой с гордостью!
– Сегодня мы пообщались с людьми, которыми нужно гордиться. Они создавали историю, своими руками строили БАМ. Очень волнительно было слышать названия мест, участков дороги, где мы работали нашим студотрядом. И даже не вериться, что там, где сегодня регулярно ходят поезда, когда-то была только глухая тайга, – поделился эмоциями командир студенческого строительного отряда «Байкал» Сибирского колледжа транспорта и строительства Никита Григорьев.
Строительство западного участка БАМа от Тайшета до Братска началось в 1938 году, а в 1939 году — начались подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Во время ВОВ строительство было остановлено, часть путей разобрано, а материалы отправлены для прокладки дороги вдоль Волги к Сталинграду.
Вторым рождением БАМа считают 1974 год, когда в апреле магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а 8 июля было подписано соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР. 1 октября 1984 года две части БАМа, которые строились навстречу друг другу, соединились на станции Куанда. Общая протяженность БАМа 3143 км.
Иркутская область гордится строителями БАМа, 10 из них удостоены звания 10 Герой Социалистического Труда, а еще 6 строителей западного участка стали кавалерами Ордена Трудовой Славы трех степеней.