Не дать себя обмануть
С июля все банки будут проверять переводы граждан
Более 160 млн рублей отдали мошенникам жители Иркутской области с начала этого года. Распространенной остается схема, когда аферисты звонят потенциальной жертве, представляясь сотрудником банка или правоохранительных органов. Крупные суммы люди теряют при попытке легко разбогатеть, поверив в мошенническую легенду о выгодных инвестициях.
Возраст жертв от 7 до 90 лет
Заместитель начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Иркутской области Александр Сверлов напомнил, что в прошлом году жертвами мошенников стали более 4 тыс. жителей Иркутской области, которые потеряли в общем итоге порядка 1,7 млрд рублей. И это только те, кто обратился в полицию. Каждый день в правоохранительные органы поступает в среднем 8–10 обращений от пострадавших. Каждое четвертое преступление в Приангарье связано с дистанционным похищением денежных средств. С начала этого года аферисты выманили у жителей области более 160 млн рублей. По словам Александра Сверлова, в основном люди сами отдают мошенникам свои кровные, поскольку банковские технологии защиты от взлома не позволяют украсть деньги без участия владельца счета.
– Среди пострадавших много пенсионеров, которые легче поддаются давлению мошенников и переводят им накопления, берут кредиты, продают квартиры, – говорит Александр Сверлов. – Поэтому преступники больше ориентированы на пожилых людей. Но все же возраст пострадавших самый разный. Самая юная жертва мошенников на моей памяти – это мальчик семи лет, а самый возрастной пострадавший – 90-летний пенсионер.
Схемы разные – итог один
Аферисты используют множество схем. Но, как и прежде, самая распространенная, когда потенциальной жертве звонят и представляются сотрудниками службы безопасности банка или правоохранительных органов, сообщая о том, что у человека пытаются вывести деньги со счета или оформить кредит на него. Одна из новых схем – телефонные мошенники звонят конкретному человеку и пытаются выманить данные паспорта, чтобы, якобы, продлить срок действия СИМ-карты или договора на предоставление услуг связи. Нередко аферисты в своих схемах используют любой информационный повод, который на слуху и который вызывает отклик у населения.
Замначальника Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Иван Кузьмин добавил, что одна из проверенных схем отъема денег, когда преступники звонят и сообщают жертве, что друг или родственник попал в беду. Редко, но используются мошеннические схемы с передачей денег курьерам, которыми в основном выступают таксисты, сами того не подозревая. В прошлом году было 153 таких случая, в текущем – уже шесть. Бывает, курьеры начинают понимать, что их используют аферисты. В 2023 году было три факта, когда они пришли в полиции и вернули денежные средства пострадавшим.
– Мошенники – очень грамотные психологи, – заметил Александр Сверлов. – Многие пострадавшие рассказывали потом, что слышали о таких схемах, но все равно попались на уловки, потому что их выбили из эмоционального равновесия, запугав или надавив на жажду наживы.
Самые крупные суммы люди теряют при попытке быстро заработать, вкладываясь в инвестиции через фальшивых брокеров. Обычно легенды о получении легких денег аферисты предлагают по телефону, в социальных сетях и мессенджерах, или же люди сами находят рекламу мошеннических сайтов в интернете, и даже слышат ее по радио.
– Люди, даже не имея постоянных источников дохода, берут миллионные кредиты, иногда в нескольких банках и переводят деньги мошенникам под предлогом инвестиций, – рассказал Иван Кузьмин. – Был случай, когда неработающий гражданин 1991 года рождения набрал кредитов на 8 млн рублей, рассчитывая погасить их за счет прибыли. Но не получилось.
По информации ГУ МВД, чаще всего мошенники действуют с территории Украины, где тысячи кол-центров. Есть они и в европейской части России. В прошлом году на территории Иркутской области был выявлен мужчина, отбывающий наказание в исправительной колонии в Вихоревке, который обманывал людей дистанционно. Он совершил три таких преступления. В текущем году арестован гражданин из Иркутска, на счету которого пять случаев мошенничества.
Защита от аферистов
Управляющий Иркутским отделением Банка России Игорь Коржук заявил, что в прошлом году Центробанк получил 271 жалобу от жителей Иркутской области на мошеннические действия. В основном пострадавшие хотели оспорить факты оформления кредитов и переводы своих средств третьим лицам. Почти в 100 заявлениях люди жаловались на то, что против них были применены методы социальной инженерии, когда во время разговора по телефону или через общение в мессенджерах и соцсетях мошенники давили на них и угрожали.
– Аферисты могут пугать вас несуществующим долгом, уголовным делом или опасностью того, что на вас вот-вот оформят кредит, и вам придется его возвращать, – добавил Игорь Коржук. – Так они заставляют человека делать конкретные операции буквально под диктовку, хотя на самом деле все эти угрозы – обычный блеф.
Игорь Коржук обратил внимание на то, что в июле этого года вступят в силу изменения в федеральном законодательстве, направленные на защиту клиентов банков от мошенников. Так, при переводе денег все финансово-кредитные организации должны будут проверять счета, куда средства должны поступить, не являются ли они мошенническими. При сомнительных операциях сделка будет заморожена на два дня. Если же выяснится, что перевод доставлен мошенникам, а банк не провел проверку, то последний будет обязан вернуть похищенные деньги.
Александр Сверлов в свою очередь советует родственникам пожилых людей позаботиться о том, чтобы они не стали жертвами мошенников. Например, ограничить сумму, которой могут распоряжаться пенсионеры. Некоторые банки предлагают услугу по контролю за операциями близких людей. Есть также возможность добровольного самозапрета на получение кредитов.
– Не проходите мимо людей у банкоматов, если видите, что они находятся в странном состоянии и пытаются либо снять крупную сумму, либо положить ее, – говорит Александр Сверлов. – Много случаев, когда прохожие останавливали жертв мошенников и все заканчивалось позитивно. Буквально на днях парень с девушкой заметили встревоженную женщину у банкомата, которая пыталась положить в него крупные купюры, поговорили с ней и уберегли ее от аферистов.
По словам специалистов, почти всегда мошенники выступают инициаторами общения, выстраивают свои схемы так, чтобы исключить вмешательство третьих лиц. Они обычно торопят людей принять решение, используя такие выражения, как «это последняя возможность», «последняя цена», «последний день» и т. п.
– Нужно очень критично рассматривать все звонки от неизвестных и ни в коем случае не передавать коды из смс неизвестно кому, – подчеркнул Игорь Коржук. – Будьте осторожны, если звонящий начинает говорить про ваши деньги, персональные данные, о каком-то выигрыше. Сотрудники банка никогда не будут просить коды, смс, персональные данные. Что касается инвестиций, лучше установить приложение «Центрбанк онлайн», где можно проверить финансовые организации, пообщаться в чате со специалистами. Важно также повысить уровень финансовой грамотности, прежде чем пытаться заработать на инвестициях.
Кроме того, создан телеграм-канал «Вас обманывают», где регулярно выкладываются сюжеты о новых способах мошенничества, комментарии потерпевших и задержанных.
– Мошенники становятся все изощреннее, – резюмировал Александр Сверлов. – Несколько дней назад одного из блогеров Иркутска обманули с помощью дипфейка, используя аудиозапись, сгенерированную искусственным интеллектом с просьбой занять денег. В разных странах мошенники уже генерируют аудио- и видеодипфейки. Максимальная осторожность нужна в любой переписке, где речь идет о деньгах.