Петь по-русски
Обучающий интенсив Музыкальной академии Ларисы Долиной впервые прошел в Иркутске
На базе Иркутского областного музыкального колледжа имени Ф. Шопена прошло 40 мастер-классов, в которых приняли участие 50 педагогов и 16 вокалистов из 13 муниципальных образований Иркутской области, а также Республики Бурятия и Забайкальского края. Ярким событием проекта стал гала-концерт на сцене Иркутского музыкального театра, в котором участвовали лучшие юные певцы, эстрадно-джазовый оркестр областной филармонии и сводный хор, который объединил 130 вокалистов.
Проект был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, правительства и министерства культуры Иркутской области. В его рамках было подписано соглашение о сотрудничестве между министерством культуры региона и Музыкальной академией Ларисы Долиной. Оно предполагает организацию и проведение совместных концертов, фестивалей, творческих и культурных мероприятий, образовательных проектов.
О впечатлениях от встречи с юными талантами Иркутской области и о своих профессиональных секретах Лариса Долина рассказала на творческой встрече на камерной сцене музыкального театра:
– Я очень люблю ваш край и всегда приезжаю, несмотря на разницу в часовых поясах. У вас много талантливой молодежи, которой важно давать правильное образование. Такие интенсивы очень нужны, чтобы юные музыканты постоянно развивались, ведь наши педагоги делились своими знаниями не только с ребятами, но и с их преподавателями. Важно, что мы учим не просто петь, а быть артистами. И очень хотим, чтобы не только москвичи выходили на большую сцену, но и таланты, которые живут в разных регионах страны. Наша задача – найти этих способных ребят, готовых трудиться, вкладывать силы, помочь им раскрыть свой потенциал, развить мастерство. В итоге они выступают на конкурсах, выходят на большие концертные площадки со звездами.
– По каким критериям отбирали участников гала-концерта?
– В концерте приняли участие самые лучшие представители Иркутска, студенты и педагоги, которые обладают недюжинными вокальными и артистическими способностями. Вчера, например, одна из участниц спела с оркестром уверенно и без всякого стеснения, и это одна из моих фавориток в данной части проекта. Кстати, на концерт в Иркутске билеты были проданы за три недели до начала, и это говорит о той особой культурной среде, которая есть в вашем регионе. Ведь на сцене были юные, никому не известные исполнители.
– Если человек с детства развивался в одном вокальном направлении, может ли он во взрослом возрасте профессионально овладеть другим направлением?
– Это зависит от гибкости голоса. Но я не помню таких случаев, когда можно было бы перестроиться на другой лад. Дело еще и в том, что, когда ваш голосовой аппарат воспитывается на одной методике, перестроиться на другую бывает очень сложно. Например, вы дышали во время пения по одной методике, а сейчас вам нужно освоить другую. Это требует слишком длительного периода времени, но должно быть осознанное решение. Были случаи, что к нам хотели перевестись академисты, которые очень красиво пели в своей манере, и мы их отговорили. Когда-то меня мои коллеги настраивали, чтобы поступать в консерваторию, но я отказалась, а потом пожалела.
– Молодая талантлива девочка 15 лет считает своей миссией петь только на русском языке, при этом у нее хороший английский. Возможно ли обучаться, не исполняя песен на иностранных языках?
– Конечно! Бывает, нет способностей к языкам, техническим способам пения или желания исполнять ту или иную музыку. Это неважно. Главное, сердечная мышца, которая будет работать с исполнителем в унисон. Если она предпочитает петь по-русски, и у нее хорошо получается, это прекрасно! Потому что сейчас такое время, когда нам нужно обучать студентов петь на родном языке, правильно подбирать материал и репертуар. И самое важное, воспитать в них творческую индивидуальность, чтобы они сформировали свою собственную манеру пения, исполнили песню из репертуара другого певца так, как сами чувствуют. А то, что девочка хочет петь по-русски – замечательно! Ведь то, как поют на русском многие наши звезды, это издевательство. А я считаю русский язык лучшим и самым красивым в мире, думаю, что на нем нужно петь правильно!
– Как же сохранить собственную индивидуальность?
– Нужно любить жизнь, какой бы она ни была. Нужно любить свое дело и быть зараженной своей профессией. И проходить через любые трудности, как было у меня. Ведь я начала свою концертную деятельность в Советском Союзе, мне было очень сложно. У нас не было понятия «звезда», и это правильно, потому что это сверхъестественное понятие для исполнителя. Было понятие «гастролер» – тот, кто популярен у зрителей и имеет свой коллектив. Важно, чтобы рядом с тобой были любящие люди, которые будут поддерживать, даже если вы совершили ошибку. Кстати, сначала крылья за спиной дает семья, которая поддерживает вас. У меня такого не было, потому что родители отрицали мой выбор. Было очень тяжело без поддержки, но мне ее давали мои музыканты и друзья. Что бы ни происходило, вы должны верить – все будет хорошо. Был период, когда меня вырезали из всех программ, но я верила – настанет день, когда все сложится.
– С какого возраста можно воспитывать в ребенке любовь к джазу?
– Не нужно заставлять любить то, к чему не лежит душа, важно найти, к чему ребенок больше склонен, к чему предрасположен его голос. Пусть он красиво поет по-русски. Повторяю, что это сейчас очень важно. Сегодня мы столкнулись с такой проблемой, что дети на кафедре Московского института культуры и в нашей академии не умеют петь по-русски. И наша задача им в этом помочь. Если нет способностей к джазу, вы их не привьете, потому что это природа.
– Расскажите о ваших педагогах по вокалу.
– У меня их не было, я гастролировала, мне было некогда. Но из-за этого все было гораздо сложнее.
– А были ли у вас какие-то ошибки в вокале?
– Во мне было очень много агрессии и очень мало женского. Это такой юношеский максимализм. У нас очень много таких студентов, которые считают, что громко петь – это правильно, и больше ничего не нужно. Но это возрастное. Главное, чтобы рядом был педагог, который вовремя объяснит, что громко петь антимузыкально и безвкусно. Может быть одна громкая нотка в какой-то особенной песне. Вот и у меня было много этой агрессии, которой я долго отталкивала зрительскую аудиторию. Потом проанализировала себя, услышала, что я делаю не так, и исправила. Очень важно признавать свои ошибки и уметь их исправлять.
– Как грамотно артисту выбрать репертуар?
– Песня должна гармонировать с человеком, выражать исполнителя, если речь идет, например, о конкурсе. Нужно идти от вокальных и душевных способностей, потому что тут важно показать свой потенциал. Если это концерт, то там другая ситуация – ты рассказываешь историю и подстраиваешься под материал.
– Чем вы занимаетесь в свободное время, что вас наполняет, когда у вас садятся батарейки?
– У меня нет свободного времени, и батарейки у меня не садятся.
– Что вам больше нравится петь или играть на сцене и в кино?
– Все, чем я занимаюсь, приносит мне огромное счастье. Играть – это еще одна составляющая моей профессии, которая для меня очень важна. Ведь раскрывая в себе актерский потенциал, я наполняю себя чувствами и любовью к профессии.
– Расскажите, как вы работаете с текстами? Бывало ли, что от волнения забывали слова?
– Конечно, бывает, поешь песню, которая уже лет 20 в твоем репертуаре, вдруг – чистый лист! Ни одного слова не помнишь. Тогда даю микрофон в зал, люди начинают петь, и я вспоминаю. Это нормально, ведь мы все живые люди. Когда я учу песню или роль, я ее выписываю от руки. Таким образом лучше запоминается.
– Как вы справляетесь с волнением?
– Я волнуюсь всегда, но только за кулисами. На сцене умею с собой договариваться.
– Как бережете свой голос, лечите, может быть?
– Иногда приходится лечить. Например, недавно, 5 декабря, был объявлен мой концерт в Доме музыки в Москве. А накануне я очень сильно заболела, у меня пропал голос. Я приехала на саунд-чек и поняла, что не могу извлечь ни одной ноты. Пришлось звать фониатора, который дежурил со мной весь концерт. Мне сделали 13 вливаний на связки, хоть это и очень вредно, но я никогда не отменяю концерты. Считаю, что не имею права обманывать зрителей, которые пришли ко мне, ведь многие копят деньги на билет. Кстати, тогда в Доме музыки я предупредила зрителей, если кому-то не нравится мой хрип, они могут уйти, и им вернут деньги, но никто не ушел. А дальше у меня каждый день были концерты не только в Москве, но и на выезде. Конечно, голос – это очень хрупкий аппарат, его нужно беречь.
– Вы принимаете участие в шоу «Маска» и «Аватар», как вам удается быть неузнаваемой?
– Я очень люблю принимать участие в таких проектах, потому что ты из себя вынимаешь то, о чем даже не подозревал, и это обогащает. Артистам, голос которых известен на всю страну, гораздо сложнее, чем спортсменам или телеведущим. Обмануть своих коллег в жюри сложно, поэтому я пела не своим тембром и голосом. И я никогда бы эти песни не исполнила в жизни, тем такие проекты и интересны.
– У вас есть любимая песня в репертуаре? Многие, например, знают вас по «Погоде в доме».
– Все песни, которые я пою, любимые для меня. Но к «Погоде в доме» у меня особое отношение, ведь она раскрыла меня как женщину и очень сильно изменила. Я счастлива, что был опыт общения с великим Михаилом Таничем, который этот альбом написал и научил меня многому. Но самое главное, этот альбом наполнен настоящим женским счастьем.