Страсти по Хемингуэю
История, рассказанная придуманным персонажем
Пронзительную историю о любви во время войны по мотивам романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» поставил на камерной сцене Иркутского академического драматического театра артист Иван Гущин. Это уже четвертая удачная постановка, над которой он работал в качестве режиссера.
Особую атмосферу в спектакле создают приглушенный свет, испанские мелодии и вещи на старом письменном столе в углу сцены. Юный герой, который играет с предметами в кабинете, легким движением руки переносит зрителей в Испанию 1937 года. Страна охвачена гражданской войной против фашистского режима Франко. На карте мира на письменном столе книги и шахматная доска вдруг превращаются в мост, который нужно взорвать в определенный день и час. И вот перед глазами героя уже оживают события, произошедшие еще до его рождения.
– По сюжету спектакля, моему персонажу Эрнесто моя мать Мария рассказывала историю о его отце, – говорит учащийся студии «Драма» Сергей Алексеенко. – И когда я остался один в кабинете, я начал рисовать эту историю в моей голове, потом разыгрывать ее, используя разные предметы. Сначала мне было весело, а потом грустно.
Но даже в этой печальной истории в спектакле есть луч надежды. Им и стал Эрнесто – сын партизана Роберта Джордана, роль которого в постановке сыграл сам Иван Гущин. Напомним, что в романе Хемингуэя этого героя нет, но появление мальчика в постановке кажется вполне оправданным.
– Спектакль получился чуть светлее, чем роман, потому что мне хотелось, чтобы люди верили в лучшее, – пояснил Иван Гущин. – «По ком звонит колокол» – одна из моих любимых книг. Желание ее поставить появилось лет десять назад, и я с тех пор начал портить роман, сокращать количество персонажей и сцен, выводить главную линию. В итоге придумал нового персонажа, который рассказывает эту историю.
История, созданная режиссером, словно возникает в воображении зрителей из легкого полумрака, теплого света, ритмичных звуков. Все в ней не буквально, а условно и символично. Даже снег, который постановщики очень любят делать ярким акцентом спектакля, сначала выдувается Эрнесто из пепла в трубке, а потом появляется в свете трех фонарей на сцене. Образное пространство спектакля создал художник Хан-Али Аюбов, с которым Иван Гущин уже работал в постановке «Лев, колдунья и платяной шкаф».
– Мне всегда хочется, чтобы зрители могли сами что-то додумать и дофантазировать в спектакле, – отметил Иван Гущин. – И мне интересно ставить то, что кажется сложным. А в этом материале работать было особенно приятно, ведь я очень люблю Испанию, сам был в этой стране, напитывался колоритом и постарался привнести все это в спектакль.
Испанские мелодии и танцы создают в постановке особую атмосферу. В итоге история любви Роберта и Марии (ее роль исполнила Ольга Гарагуля) кажется ярким, но хрупким цветком, который распустился в разгар бури. Тем трогательнее и острее становятся переживания героев и тем ценнее кажется человеческая жизнь. Например, судьба юного Хоакина (Дмитрий Чикризов), который никогда не станет тореадором, отчаянной цыганки Пилар (Наталья Родина) или жизнелюбивого партизана Ансельмо (Иван Алексеев, Антон Залетин). Об этом, кстати, словами английского поэта Джона Донна писатель говорит в эпиграфе к роману: «… смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
– На мой взгляд, это произведение не только о войне, оно, прежде всего, о любви, дружбе, самопожертвовании и человечности, – считает Иван Гущин. – А в таких экстремальных условиях люди, как правило, понимают, что на самом деле важно, а что нет.
Спектакль «По ком звонит колокол» несмотря на печальную развязку, заканчивается темпераментной испанской революционной песней, которую герои исполняют все вместе. Такой финал оставляет очень светлые и теплые чувства. Тем более, что спектакль буквально каждым своим эпизодом провозглашает идею о том, что любовь побеждает смерть.