06.03.2024 14:36
Рубрики
Общество
Текст
Ольга Абдурашитова
Фото
Елены ЧЕРНЫШЕВОЙ
Текст:
Ольга Абдурашитова
Фото:
Елены ЧЕРНЫШЕВОЙ
06.03.2024 14:36

Чего больше всего боятся дети?

На эти и другие вопросы искали ответы педагоги на конференции в Иркутске

У современных детей много страхов. К боязни темноты, сдаче экзаменов прибавился страх за будущее: подростков страшат вооруженные конфликты, изменение климата, смогут ли они найти свое место в стремительно меняющемся мире.

Кто поможет школьникам не бояться будущего? Какие задачи стоят перед педагогами наиболее остро? На эти и другие вопросы искали ответы участники научно-практической педагогической конференции «Вальдорфская педагогика в середине Земли: как учить детей для будущего?» Всего в Иркутске собралось135 участников из 17 городов России, а также гости из Пекина и Гамбурга.

 

Ученики наблюдают, учителя объясняют

Для начала необходимо сделать ремарку и рассказать вкратце, что же такое вальдорфская педагогика, поскольку зачастую это словосочетание вызывает у непосвященного человека ассоциации, которые не всегда имеют отношение к делу.

Возникло это направление в начале XX века на основе трудов австрийского философа и педагога Рудольфа Штайнера. Первая школа открылась в Штутгарте для детей сотрудников фабрики «Вальдорф-Астория», отсюда и название «вальдорфская педагогика». Принципами ее являются феноменологический подход в изучении предметов (ученики наблюдают, делают собственные выводы, и только затем учитель объясняет природу явления), безоценочность (учащимся не ставят оценки), внимание искусствам (музыке, живописи, театру) – наравне с точными науками. В России первые школы возникли в начале 90-х годов.

Иркутская вальдорфская школа открылась в 1994 году и долгое время являлась единственной на всю Сибирь и Дальний Восток.

 

Сила или интеллект?

Итак, о чем же говорили 135 участников из 15 регионов России и двух стран в течение трех дней?

Современным детям все сложнее учиться, педагоги все чаще вынуждены искать особые подходы, и это несмотря на изобилие различных методик, педагогик, книг и руководств. Основная причина сложностей – неумелое тело. Наши дети стали мало двигаться. И если в деревнях и небольших поселках много ходят пешком, то в городах дошкольники перемещаются преимущественно на машинах. Но и там, и там практически исчезли дворовые игры, которые наполняли жизнь ребенка богатым набором движений: прыжки, бег, подбрасывание и ловля мяча. Значительно увеличилось время, проводимое у экранов, в результате чего нарушаются осанка, кровоснабжение, ухудшается зрение, слабеют мышцы…

Желая компенсировать гиподинамию, детей рано отдают в спортивные секции. И ребенок, конечно, развивается, наращивает мышцы, необходимые для гимнастики или фигурного катания, но тем самым формирует строго стереотипные реакции своего тела. Тренированная силовыми нагрузками рука, плохо ощущает карандаш или кисточку.

Увы, не редкость, когда первоклассник не может усидеть на месте, повторить движение за учителем, управлять рукой. Он бы и рад, но только тело как будто бы деревянное…

Поэтому педагогам приходится в течение нескольких месяцев «подтягивать» и настраивать самый важный инструмент – тело ребенка. Участники конференции особенно подчеркивали роль родителей, важность их самообразования.

Готовый к школе ребенок – это, прежде всего, ребенок, который хорошо чувствует себя в своем теле, хорошо им управляет.

 

Школа начинается  с расписания

В ходе конференции обсуждались различные аспекты преподавания в школе, начиная от составления расписания уроков и заканчивая значимостью рисунков учителя на доске. На трех круглых столах поднимались философские аспекты образования, взаимодействие родителей и педагогов, анализировался методический опыт.

Учителя искали ответы на вопросы: какое образование можно назвать современным, что такое современная школа, как учить детей для будущего?

Одни ратуют за возвращение к корням, традициям. Но могут ли они помочь в стремительно меняющемся мире? Другие двумя руками за внедрение самых последних технологий. А не подталкивает ли это к тому, что мы доверим воспитание человека искусственному интеллекту?

Педагогическая конференция оставила участникам вопросы, на которые им придется искать ответы в своей повседневной жизни, каждый раз, когда они открывают дверь в класс, общаются с учениками…