Самая лучшая оперетта
В Иркутске поставили «Летучую мышь» в шестой раз
Волшебная музыка, изящные танцы, тонкий юмор и декорации в стиле модерн – «Летучая мышь» снова на сцене Иркутского областного музыкального театра имени Н.М. Загурского. Премьера самой известной оперетты композитора Иоганна Штрауса в постановке главного режиссера Анастасии Гриненко и главного дирижера театра Виктора Олина состоялась 2 марта. В основе – либретто советских драматургов Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, наполненное тонким юмором и ненавязчивой, но отчетливой моралью. Кстати, это шестая постановка «Летучей мыши» на сцене театра.
– «Летучая мышь» – самая лучшая оперетта, которая должна присутствовать в репертуаре каждого музыкального театра, – считает Анастасия Гриненко. – Ее любят как зрители, так и актеры, музыканты, балет, потому что там есть для всех место проявить талант и фантазию. В нашем варианте «Летучей мыши» прекрасна не только музыка Штрауса, но и либретто Эрдмана – комедийное и глубокое по смыслу, поэтому оперетту можно рассматривать как драматическую пьесу. Там все врут друг другу, и эти сцены лжи – испытание для артистов, ведь если они сделаны классно, весело и интересно, то публике не будет скучно.
Иркутские артисты с поставленной задачей справились – спектакль получился веселым и атмосферным. Пространство постановки в стиле модерн создала художник Юлия Михеева из Москвы. Она вдохновлялась картинами Густава Климта и архитектурой Йозефа Ольбриха, в частности, его известным Домом сецессиона в Вене. В костюмах Юлии Бабаевой из Минска также использованы флористические орнаменты, природные тона, легкие и блестящие ткани, перья.
– Роскошные и стильные декорации и костюмы создают ощущение XIX века, в том числе атмосферу бала, на который уже не попасть нашим современникам, – отметила Анастасия Гриненко. – Но ушедшая эпоха оживает в спектакле, здорово, что это танцевальная оперетта, построенная на вальсах, которые тоже очень редко танцуются в наше время.
Вальс лег в основу хореографического решения спектакля, но здесь есть и танцевальные композиции с элементами модерн в постановке хореографа Дмитрия Якубовича.
В начале спектакля на газовом занавесе мы видим проекции газет конца XIX, которые погружают нас в реалии времени и события постановки. В частности, это забавные по современным меркам советы, что должна делать жена, чтобы удержать мужа дома. Ведь именно это не удается главной героине спектакля Розалинде (Яна Иванова, Людмила Шер, Дарья Щур), которая мечтает, чтобы ее супруг Генрих Айзенштайн (Евгений Алешин, Гейрат Шабанов) проводил вечера дома. А он считает, что «жена – прочитанная книга», и ухаживает за другими женщинами. Но все изменит маскарад у князя Орловского (Максим Капошин, Евгений Мещеряков, Гейрат Шабанов). Там под покровом маски горничная Адель (Екатерина Попова, Кристина Рагиль, Юлия Цивилева) превратится в баронессу и докажет надменному директору театра Фальку (Андрей Госпадарев, Дмитрий Якубович), что у нее есть все задатки актрисы. А Розалинда заново влюбит в себя своего мужа.
– В 2009 году я уже играл в «Летучей мыши», но там был западный вариант, а здесь классический советский, поэтому спектакль совсем с другой философией, – считает Евгений Алешин. – Здесь больше текста и больше драматических сцен. На мой взгляд, это одна из лучших оперетт, а Штраус лучший композитор, который когда-либо писал в этом жанре, ведь его музыка многогранна, интересна и не проста.
Отдельного внимания заслуживает сцена в тюрьме, где Генрих Айзенштайн должен пробыть под стражей семь дней за то, что на охоте попал дробью в лесничего (Игорь Переверзев, Евгений Рекутный). Ведь именно здесь во всей многогранности раскрываются комедийные таланты народного артиста РФ Владимира Яковлева и Егора Кириленко, которые в разных составах исполнили роль сильно пьющего дежурного по тюрьме.
В спектакле есть юмор, своеобразная эстетика, опереточный конфликт и прекрасная музыка.
– «Летучая мышь» – раннее сочинение Иоганна Штрауса, которое стало олицетворением всего жанра оперетты, – отметил главный дирижер театра Виктор Олин. – Его музыка яркая, легкая, блестящая, мелодии красивы, они остаются в памяти на всю жизнь. Эстетика и виртуозность музыки доставляют подлинное удовольствие как слушателям, так и исполнителям. Ведущие оперные театры мира, например, Ла Скала или Ковент-Гарден, до сих пор включают эту оперетту в свой репертуар.