Свой путь художника Евтихия Конева
Памяти классика иркутской живописи
Колоритные пейзажи сибирской природы, запоминающиеся портреты, сочные натюрморты и жанровые картины представлены на выставке «Я шел всегда своей тропою…» к 110-летию со дня рождения классика иркутской живописи Евтихия Конева. Она открылась в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. На выставке можно увидеть около 100 произведений художника из музейных и частных собраний. Экспозиция дает возможность познакомиться не только со знаковыми полотнами художника, но и увидеть работы, которые неизвестны широкому кругу зрителей.
Как яркий представитель реалистической школы автор посвящал свое творчество людям труда, но при этом в его картинах вы не найдете идеологической пропаганды и пафоса, характерного для многих представителей этого жанра в советский период. Возможно, поэтому работы Евтихия Конева не потеряли актуальности и сегодня, ведь на его полотнах красивые лица, простые человеческие отношения, тонкие пейзажи и сочные натюрморты.
– У героев Евтихия Конева светлые лица, покоряющие своей наивной простотой и внутренним достоинством, отметила искусствовед Тамара Драница. – Его полеводы, доярки, механизаторы, бригадиры будто и не позируют художнику, а живут и работают в привычной среде. По своей творческой природе художник был «многостаночником» – автором психологически достоверных, иногда суровых портретов деревенских мужиков, проникновенных женских образов, трогательных образов детей и молодежи, сибирских пейзажей.
На выставке можно увидеть всю многогранность художественного таланта Евтихия Конева, проследить историю профессионального и духовного становления автора, прочувствовать его взгляды на жизнь. Большая серия работ автора посвящена строительству БАМа, куда художник много раз ездил в творческие командировки. Также через все полотна живописца проходит тема родной земли. Сибирь воспитала в нем характер, и он очень любил свою малую родину.
Евтихий Конев родился в Верхнеудинске (Улан-Удэ) в 1914 году в семье служащего железной дороги. Все свое детство и юность он провел на небольших железнодорожных станциях и в забайкальских деревнях. После окончания семи классов школы поступил в ФЗУ при депо станции Шилка, где получил квалификацию слесаря по ремонту паровозов, работал инструктором в учебно-производственных мастерских. Но его с детства тянуло к творчеству. Всерьез живописью он увлекся в 1936 году. Потом был переезд в Иркутск, поступление в художественное училище на курс, где преподавателями были Александр Вологдин и Алексей Жибинов. Затем была служба в армии и участие в Великой Отечественной войне. Евтихий Конев был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией». С 1947 года – член Союза художников СССР.
Многие его работы, такие как «Девушка под зонтом», «Плотник. Дом для внуков», «Мать», очень узнаваемы. О менее известных картинах на выставке можно узнать подробнее, перейдя с помощью мобильного телефона по куаркодам на специальные страницы с описаниями.
– Евтихий Конев настолько привык к людям обыкновенным, что видел настоящую правду жизни в их лицах, – отметила на открытии выставки искусствовед Анна Потапова. – Он посвящал свои работы разным темам, но самые известные из них о семейных ценностях: любви, заботе, бескорыстии, искренности и доброте.
Евтихий Конев был отцом троих детей и старался воспитывать их в творческой обстановке, прививать любовь к искусству и культуре.
– Мы жили в этой атмосфере, читали книги, ходили в музеи, папа учил нас смотреть на картины особым образом, – рассказала его дочь Татьяна Власова. – Сначала мы рассматривали детали, а потом отходили на некоторое расстояние. Он говорил: «А теперь посмотри на картину «обще», ты ведь дочь художника, должна разбираться». Он был очень жизнелюбивым и внутренне свободным человек, ему было все интересно.
Евтихию Коневу принадлежат слова: «Я люблю жизнь, я хочу жить. Я хочу постичь красоту, смысл и счастье жизни. Я хочу исчерпать свое земное существование так, чтобы не устрашиться того момента, когда я буду уходить в небытие». И это у автора определенно получилось, ведь его творчество будет радовать еще многие поколения.