Академия от первого лица
В Музыкальном театре им. Н.М. Загурского состоялись открытые лекции академиков РАН
Масштабное мероприятие прошло в Приангарье в рамках Дней медицинской науки на Байкале. Этот межрегиональный съезд объединил представителей Российской академии наук, молодых специалистов в сфере здравоохранения и учащихся медицинских образовательных учреждений. Программа насыщенная: за два дня участники мероприятия посетили академические обходы, медицинские симпозиумы, пленарные и стратегические сессии, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта. Одним из ярчайших событий стали публичные лекции «Академия от первого лица». В качестве лекторов – академики и член-корреспонденты РАН.
Юбилейный год
На один день сцена Музыкального театра им. Н.М. Загурского стала преподавательской кафедрой, а зрительный зал – студенческой аудиторией. Для будущих и молодых врачей выступили с открытыми лекциями академики и член-корреспонденты Российской академии наук. Темы самые разные: от кардиохирургии до современных технологий на службе здравоохранения.
Для РАН 2024 год – юбилейный, академии исполнилось 300 лет. Юбилей поменьше, но не менее значимый, у академической науки Восточной Сибири – 75 лет. Как отметил организатор Дней медицинской науки на Байкале, член-корреспондент РАН, главный врач Иркутской областной детской клинической больницы Юрий Козлов, весь комплекс мероприятий позволит выполнить системный анализ практического здравоохранения региона в области педиатрии, увидеть положительные изменения и проблемы здравоохранения.
– В России проходит Десятилетие детства, 2024 год президент России объявил Годом семьи. Цели и задачи Дней медицинской науки на Байкале направлены на совершенствование государственной политики в сфере защиты интересов подрастающего поколения. Объем законодательной и практической работы требует слаженного межведомственного взаимодействия, координации усилий на местах и в федеральном центре, содействия со стороны общественных организаций. Уверены, что совместными усилиями мы улучшим качество жизни и здоровья детского населения Иркутской области, – отметил Юрий Козлов.
Первый академик-онколог
Учиться никогда не поздно, тем более у таких именитых лекторов – молодые медики ловят каждое слово, записывают выступления и шепотом обсуждают представленные доклады. Открыл «Академию от первого лица» директор Томского национального исследовательского медицинского центра РАН Евгений Чойнзонов. Более 40 лет он специализируется на лечении опухолей головы и шеи, а перед иркутянами выступил с докладом об основателе томской школы онкологии Андрее Савиных, первом академике-онкологе. Специализацией ученого был рак кардии (кардиального отдела желудка).
– Андрей Григорьевич получил лучшие результаты в мире по операциям на пищеводе при раке кардии. За эту разработку в 1938 году он был удостоен Первой премии народного комиссара здравоохранения. Премия составила 5 тысяч рублей, на всю сумму он приобрел операционный инструментарий для своей клиники, – рассказывает со сцены слушателям Евгений Чойнзонов.
Во время Великой Отечественной войны Андрея Савиных назначили ведущим консультантом-хирургом всех эвакогоспиталей Сибирского военного округа. Именно по его инициативе на базе хирургической клиники Томского мединститута в 1951 году открылось отделение Института экспериментальной патологии и терапии рака.
В период с 30-х по 50-е годы, благодаря применению новых способов оперирования, удалось уменьшить смертность пациентов от рака кардии в 10 раз, с 70 до 7 процентов. В этом Андрею Савиных помогали медицинские инструменты, учитывающие сложную анатомию человека. По схемам академика их изготовил инженер Одинцов, прозванный «сибирским левшой». В музее Сибирского государственного медицинского университета хранится набор, подаренный академику Савиных на 60-летие.
– Именем Андрея Григорьевича Савиных названа его госпитальная хирургическая клиника, улица, где располагается клиника нашего института. Это очень символично. Всегда надо помнить своих учителей, которые дали путевку в жизнь, разработали методы хирургического вмешательства, открыли ту или иную область науки, медицины, – уверен Евгений Чойнзонов.
Те, кто помогает биться сердцам
Всем ли известно, что сердце есть уже у 24-дневного плода, а с 44-го дня оно начинает биться? Каков процент новорожденных с врожденным порока сердца в мире? Как им помочь? О детской кардиохирургии участникам «Академии от первого лица» рассказал заведующий отделением кардиохирургии Детской городской больницы № 1 Санкт-Петербурга Рубен Мовсесян.
– К сожалению, во всем мире рождается достаточно большое число детей с врожденными пороками сердца – 10 на 1000 новорожденных. Пороки абсолютно разные: одни могут приводить к смерти сразу, внутриутробно, а могут искалечить всю жизнь, если ребенок не будет прооперирован в первый год жизни,— говорит Рубен Мовсесян.
За год в России проводится 14 тысяч операций по исправлению врожденного порока сердца. Одной из проблем данной отрасли хирургии Рубен Мовсесян называет маршрутизацию. Ежегодно в нашей стране погибают 500 новорожденных, которых не смогли вовремя доставить в отделение кардиохирургии. Как отмечает Рубен Мовсесян, стоит обратиться к опыту Канады, чья площадь сопоставима с российской, где отработана система оказания кардиохирургической помощи и дооперационной подготовки.
– Пятьдесят процентов патологий мы можем выявить внутриутробно, это очень много. Если мы переместим мать в центр, где она родит, и рядом будет центр, который может помочь новорожденному, то мы снимем проблематику. А остальные пятьдесят процентов – это неонатологи, которые должны провести своевременный скрининг, определить возможную патологию, и тогда мы его спасем. Наша работа – чтобы дети жили дальше, – подытожил Рубен Мовсесян.
Взрослому населению кардиохирургическая помощь нужна не меньше. О гибридных протезах, применяющихся при разрыве аорты, рассказал генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра им. академика Е.Н. Мешалкина Александр Чернявский.
– Летальность при этом заболевании примерно один процент в час, а за месяц погибает 90 процентов всех больных. Очень важно оперировать этих пациентов быстро. Это стандартная операция, и я надеюсь, что она есть в каждом городе. У нас выполняется около 150 операций в год, – рассказывает Александр Чернявский. – Но достаточно ли этого? Что происходит дальше? От 25 до 40 процентов пациентов в течение пяти-семи лет подвергаются повторной операции, потому как все продолжает расширяться и рваться. Возникла идея устранить все расслоение.
В конце XX века в США попробовали поставить стент-графт (специальная конструкция, предназначенная для коррекции просвета сосудов) и протезировать остальную часть. Наука не стоит на месте, появляются новые гибридные протезы, разрабатываемые и в России.
– Международная ситуация такова, что мы начали ощущать недостаток протезов, которыми раньше пользовались, а стоимость зарубежных протезов от одного до полутора миллионов рублей. Российский стоит порядка 300 тысяч, помощь можно оказать большему числу людей, – отмечает Александр Чернявский. – Мы начали активно разрабатывать другие типы протезов. На базе нашего учреждения в настоящий момент проходят экспериментальные исследования протеза «Сибгибрид».
Регистрация нового протеза ожидается в 2025 году, а пока проводятся имплантации в лабораторных животных и силиконовую модель грудного отдела.
Не только скальпель
Выявить заболевания и патологии на ранних стадиях помогает диагностика с использованием магнитно-резонансной томографии (МРТ). Эта технология относительно новая, появившаяся 50 лет назад. С ее помощью медики узнают, как работает головной мозг, проводят одномоментное исследование всего тела.
– Среди инновационных возможностей МРТ – 4D-визуализация, где четвертым измерением является время. Это одно из самых современных направлений в сфере ангиографии (класс методов контрастного исследования кровеносных сосудов), но без контрастного исследования, сама кровь является контрастным агентом. Мы можем увидеть, как течет кровь, в каком направлении, – рассказывает заместитель директора по медицинским исследованиям Института «Международный томографический центр»Андрей Тулупов.
Как отмечает спикер, активно ведутся исследования по внедрению искусственного интеллекта во все области медицины.
– Например, томограф сам может посчитать, найти зоны ишемии в головном мозге. Эти технологии будут развиваться, и я думаю, что в ближайшие годы мы станем свидетелями бурного развития искусственного интеллекта.
С тем, что современные технологии активно внедряются в систему российского здравоохранения, соглашается директор Института динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова СО РАН Игорь Бычков. Еще в 1966 году в минздраве был создан отдел вычислительной техники и автоматизации. Его подразделения находились и на территории союзных республик, а в Иркутской области автоматизация здравоохранения началась в 1980-е годы – писались программы для ведения карт больных.
– Сегодняшние информационные технологии в медицине столь же востребованы, как и в других областях, – говорит Игорь Бычков. – Но окончательное решение врач до сих пор принимает сам, и порой оно может быть противоположным тому, что может подсказать программное обеспечение. У врача есть то, чего нет, не было и не будет у любой системы – интуиция. Это очень важный аспект для ученых.
Новое – хорошо забытое старое. Популярная в нынешнее время телемедицина, всплеск использования которой выпал на пандемию коронавирусной инфекции, на самом деле появилась в 70-е годы. А начиналось все с передачи эхокардиограммы. За несколько первых лет использования телемедицины было проведено 250 тысяч дистанционных консультаций. В 80-е годы началась перестройка системы здравоохранения, а в 90-е – компьютеризация.
– С 2001 года выросло оснащение компьютерной техникой, владение ею не менее важно, чем скальпелем. То, что начиналось в прошлом веке, имеет сейчас совершенно другие характеристики. Российский рынок медицинских технологий в части искусственного интеллекта по сравнению с предыдущим годом вырос на 27 процентов. Это обозначает, что в своей работе медики будут использовать нейронные сети для рутинных задач.