Александр Плинт – рожденный для театра
Главный художник Иркутского драмтеатра, заслуженный деятель искусств РФ Александр Плинт отметил 70-летний юбилей
Мастер сценических чудес – так называют главного художника Иркутского драмтеатра Александра Плинта. И это не случайно, ведь созданные им сценографические решения спектаклей часто сами по себе становятся произведениями искусства. При этом художник подчеркивает, что в работе над постановкой он всегда командный игрок. В этом году Александру Плинту 70 лет, из них почти 25 лет он служит в Иркутском драматическом театре. За более чем полвека творческой деятельности он создал сценическое воплощение порядка 300 спектаклей. 5 марта, в день его рождения, в театре открыли выставку эскизов к спектаклям и презентовали книгу о нем.
Прообраз
Презентация книги «Прообраз» состоялась в пресс-центре театра, который едва уместил желающих поздравить юбиляра. Подробный очерк о жизни и творчестве Александра Плинта написала иркутский театровед Светлана Жартун.
– Ты достиг кульминации возраста, в котором объединяются человеческая мудрость, художническая неуспокоенность, личностная яркость и сформировавшаяся мировоззренческая позиция, – обратилась к юбиляру Светлана Жартун. – Александр Плинт – это автор и соавтор театра, отражающего философию бытия и начало жизни человеческого духа, метафорических форм, глубокого содержательного начала, врачующего и исцеляющего. Он настоящий созидатель!
В эффектное издание, дизайн которого разработал Валерий Хорохордин, вошли снимки многочисленных спектаклей юбиляра, сделанные фотографом Анатолием Бызовым.
– Александр Плинт – удивительно скромный человек, многие театралы знают, что на поклон он идет, как на каторгу, – отметил Анатолий Бызов. – Когда я работал с ним, всегда все было четко и слаженно, без единого конфликта. Можно сказать, что он профессионал, но я не люблю это слово. Профессионал – это тот, кто делает работу точно, своевременно, без провалов. Александр Ильич – настоящий мастер. Человек, который вкладывает в дело еще что-то сокровенное, что заставляет зрителя трепетать.
Интересно, что книга «Прообраз» была создана еще в 2020 году, но представить ее широкой публике не смогли из-за пандемии.
– Работать с Плинтом непросто, ведь он никогда не станет что-то делать абы как, говорит, что ему стыдно перед самим собой, – отметил директор Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов. – О том, какой он художник и человек, и написала Светлана Жартун. Она попыталась раскрыть его внутренний мир, показать, как рождалось его мировоззрение.
Путь к сцене
Биография театрального художника Александра Плинта, как мы можем узнать из книги, в начале его пути складывалась не так просто. Он долго искал себя в творчестве, постигал разные грани профессии. Однако его любовь к театру возникла задолго до того, как он осознал свое призвание.
«Александр Ильич пробовал себя в актерском мастерстве, не поменял профессию художника на режиссерскую (…). Рожденный для театра, он должен был воплотиться в сценографии. А профессии, в которых он мог бы реализоваться, помогают ему видеть спектакль в полном объеме, во всех его составных частях», – пишет Светлана Жартун.
Он родился в деревне Сорокино Красноярского края в 1954 году, позже семья переехала в Усть-Абакан. Любовь к театру и к изобразительному искусству ему еще в юном возрасте привил отец. Работая на местном гидролизном заводе, свободное время он посвящал игре в любительском театре, чтению книг и рисованию. Сын пошел по его стопам.
– Сколько себя помню, я рисовал всегда, – говорит Александр Ильич. – Наверное, подглядывал за отцом, который любил делать юмористические зарисовки. Цветные карандаши, акварель и кисточки в доме были, оставалось только положить на стол лист бумаги и начать увлекательную игру.
В 1977 году Абаканский народный театр был на гастролях в Москве со спектаклем «Последний срок» Распутина, где Александр Плинт играл Михаила. Молодого артиста заметили – он получил диплом Республиканского фестиваля за лучшую роль. Кстати, это была первая постановка знаменитой повести, а наш герой стал первым исполнителем этой роли в стране. Тогда народная артистка РФ Анна Макарова пригласила его поступать во ВГИК, а народный артист РФ Владимир Этуш – в театральное училище им. Б. Щукина. Но Александр Плинт не поехал, видимо, чувствовал, что его призвание в другом. Он окончил Красноярское художественное училище имени В. Сурикова и Красноярский институт искусств. С 1982 года работал в Абаканском русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова, в котором через три месяца стал главным художником. А в 1999 году он переехал в Иркутск.
– С Анатолием Андреевичем Стрельцовым мы познакомились на гастролях в Душанбе, – рассказал Александр Плинт. – Потом я на протяжении шести лет ездил сюда ставить несколько спектаклей в год. Однажды он спросил меня: «Тебе не надоело сюда ездить? Может, уже переедешь?» В то же время в нашем театре все изменилось, на мой взгляд, не в лучшую сторону. И я принял решение переехать, о чем не жалею до сих пор.
От почеркушки до спектакля
Выставка эскизов и макетов к спектаклю «От почеркушки до спектакля», которая работает в Зеленом зале театра, не случайно имеет такое название. Ведь Александр Плинт начинает работать над постановкой именно с небольших зарисовок. Еще, на сегодняшний день, он один из немногих театральных художников, кто создает макеты будущих работ. Их также можно увидеть на выставке и убедиться в том, насколько разным может быть сценическое пространство, созданное автором, от спектакля к спектаклю. Однако при всем разнообразии визуальных решений Александра Плинта все-таки можно считать художником-конструктивистом.
– Когда я работаю над постановкой, все зависит от первоисточника, – пояснил Александр Плинт. – Есть такие пьесы, которые можно на четырех стульях сыграть, и это будет классно. А где-то надо наворотить столько, чтобы создать определенную атмосферу. Все зависит от материала, но по натуре я художник-конструктивист. Не живописец точно. Кстати, мне кажется, что живописный подход больше относится к балету или опере, потому что там совсем другие законы существования на сцене. Я прочувствовал это, когда ставил «Царскую невесту» в «Тальцах».
Первым спектаклем Александра Плинта в Иркутском драмтеатре в 1993 году стал «Вишневый сад» в постановке режиссера Сергея Болдырева. Потом через 14 лет он создал совершенно другое пространство этой чеховской пьесы для Геннадия Шапошникова. Никогда не повторяться – это еще одно профессиональное кредо сценографа Александра Плинта.
– Дело в том, что со временем мы меняемся, и многие вещи воспринимаю иначе, да и неинтересно повторяться, – отметил Александр Плинт. – В этих спектаклях действительно два парадоксально разных решения, словно их создавали разные художники. Думаю, если мне предложат поставить пьесу еще раз, возможно, возникнет третий вариант. Чехов всегда будоражит воображение, а новое время диктует другие образы.
К каждому автору художник находит свой подход, работая в тесном взаимодействии с режиссером, художником по костюмам, техническими цехами. Все во имя высшего смысла, который всегда можно разглядеть в работах Александра Плинта.
– Я убежден, что лучшим лекарством от человеческой скверны является искусство, – считает Александр Плинт. – Оно во всех своих направлениях и жанрах для людей лучший врачеватель и психотерапевт. По своей природе, своему образному восприятию окружающей действительности искусство гуманно, оно умеет пробуждать в человеке то лучшее, что заложено в нем природой.