Поворот судьбы
Природная стихия кардинально изменила жизнь человека
Летом этого года исполнится пять лет, как наводнение, которое обрушилось на Приангарье, разделило жизнь сотен людей на до и после. Своими воспоминаниями о тех событиях поделился Анатолий Фахардинов. Из Тулуна он переехал в село Хомутово Иркутского района, где обрел новый дом.
Анатолий Шабанович родился и вырос в Тулуне. С самого детства мечтал о том, что у него будет своя семья – жена и две дочки, для них он сам построит дом. Все так у него и получилось.
– Мне нравилось возвращаться с работы в наш новый, построенный своими руками, дом. Меня всегда ждал вкусный ужин. Жена мне досталась какое-то чудо! Не знаю, как она все успевала: ухаживать за детьми, убирать дом, стирать, варить, ухаживать за огородом, который был в идеальном состоянии, и при этом работать воспитателем в детском саду, еще и мне помогать по хозяйству, – вспоминает Фахардинов.
Первое наводнение семья пережила в 1984 году. Но постепенно в доме удалось все отремонтировать, провести водопровод, установить санузел, пристроить отдельную кухню и котельную.
– Весной 2019 года во время отпуска я решил сделать последний рывок по благоустройству дома. Обшил террасу внутри, постелил новый пол, вставил современные окна, построил крыльцо. С женой думали, что наконец-то поживем как нормальные люди, – продолжает Анатолий Шабанович.
В то время он трудился охранником на одном топливно-энергетическом предприятии, нес службу на КПП угольного разреза. Летом, когда народ в отпусках, решил подзаработать. 25 июля стихия дала о себе знать, в это время Фахардинов был возле села Тадалей, где охранял буретанки.
– Вечером вдруг почернел горизонт, потом ударили первые крупные капли дождя. Ливень был такой силы, что заливал практически все, в том числе и мою избушку, в которой я находился. Дождь немного стих только к утру. С работы пришлось выезжать на вахтовке. Жена дома сказала, что вода в реке Ия начинает постепенно подниматься, – отмечает мужчина.
Вернувшись со смены 28 июля, он увидел, как вода стала подходить к огородам. Взяв с собой документы и ценные вещи, семья решила уехать из дома. Вода к тому моменту заливала подвал и подполье. На своих машинах люди стремились уехать как можно дальше, в безопасное место.
– Нам удалось добраться до микрорайона Строитель, он находился на возвышенности. Возле педучилища была асфальтированная стоянка. Мы думали, что здесь переночуем, а утром вернемся домой. Так было в 1984 году, когда затопило фундамент, а на следующий день вода ушла, – сказал Фахардинов.
Ночью, по его словам, были слышны звуки лодок, в небе кружили вертолеты, освещая прожекторами воду. Люди не понимали, что происходит. Утром, когда рассвело, стоял сплошной туман, и ничего не было видно.
– Рядом с нами стояли на машине друзья зятя, им кто-то позвонил и сказал, что наших домов нет, они просто под водой и торчат одни крыши. Когда туман поднялся, мы увидели страшную картину. Все ЛДК было затоплено. Жена в слезы, я старался ее успокоить. Главное – мы были живы, – добавил Анатолий Шабанович.
Тех, кто в первые минуты трагедии подставил плечо и протянул руку помощи, Фахардинов и его жена вспоминают с глубокой благодарностью. Спустя два месяца семья наконец-то получила долгожданные сертификаты на жилье. Но цены к тому времени так взлетели, что ничего подходящего в Тулуне найти не удалось. Было принято решение переехать поближе к младшей дочери, которая жила в Иркутске.
– Хороший вариант жилья нашли в селе Хомутово. Застройщик не подвел, мы смогли переехать в наш дом до первых холодов. Пока привыкали к новому месту, конечно, нас одолевала ностальгия по родному Тулуну. Новую работу с женой нашли в школе, где я – сторож, она – социальный педагог. А по выходным у нас топится баня, собираются дети и внуки. Жизнь продолжается, – подытожил Анатолий Шабанович.