Борьба за каждого ребенка
В 2023 году в Иркутской области не зарегистрированы случаи летального исхода среди детей и подростков, заболевших туберкулезом. Снижается количество ребятишек, страдающих этим недугом. Врачи отмечают, что сегодня главное направление детской фтизиатрии – профилактика туберкулеза.
– Дети – это наиболее уязвимая для туберкулеза группа населения, – говорит главный внештатный фтизиатр министерства здравоохранения Иркутской области, заведующая кафедрой туберкулеза и инфекционных болезней ИГМАПО – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Елена Зоркальцева. – Именно они характеризуют ситуацию заболеваемости в регионе, так как ребенок чаще всего заражается от взрослого человека. Сегодня показатели заболеваемости детей туберкулезом в Иркутской области составляют 3,9 на 100 тыс. детского населения. Это почти в два раза ниже, чем в среднем по России. В прошлом году туберкулез был впервые выявлен у 19 детей и 17 подростков.
Как рассказала главный врач ГБУЗ «Областная детская туберкулезная больница», главный внештатный детский фтизиатр министерства здравоохранения Иркутской области Светлана Пугачева, чуть больше десяти лет назад заболеваемость детей в Приангарье достигала 40,0 на 100 тыс. детского населения, были случаи летального исхода.
– Смертность от туберкулеза среди детей всегда была единичной, потому что за каждого ребенка ответственны не только фтизиатры, но и педиатры, – отметила Светлана Пугачева. – Большую роль в снижении заболеваемости сыграло открытие в 2018 году детского туберкулезного санатория «Нерпенок» в городе Слюдянке. Когда зарегистрирован больной туберкулезом взрослый, сразу же начинается работа по выявлению детей и подростков из его окружения, чтобы исключить у них заразную инфекцию и провести профилактику.
Светлана Пугачева обратила внимание на то, что назначение препаратов в домашних условиях не всегда дает должный результат, поэтому профилактическое лечение лучше проводить в санатории. За шесть лет в «Нерпенке» оздоровлено около тысячи детей и подростков.
– К сожалению, есть случаи, когда родители отказываются от профилактического лечения своего ребенка, – продолжила главврач. – Дети продолжают ходить в школу, при этом высоки риски, что без приема необходимых препаратов у них может развиться туберкулез, есть опасность заражения других детей.
По словам Светланы Пугачевой, медики проводят активную профилактическую работу, начиная с постановки беременной женщины на учет, чтобы не пропустить заболевание и заражение ее ребенка впоследствии. В роддоме малышам ставятся противотуберкулезные прививки БЦЖ-м (в области охват ими составляет 98%), которые защищают малышей от тяжелых форм туберкулеза.
Выявить туберкулез (даже в латентной форме) можно с помощью иммунодиагностики. Детям от 1 года до 8 лет ежегодно проводится проба Манту, а от 8 лет до 17 лет – Диаскинтест. Есть альтернативные методы – квантифероновый тест и тест Т-СПОТ.ТБ (исследование крови из вены). Светлана Пугачева отметила, что иммунитет у детей до 14–15 лет еще не сформирован, и они являются группой высокого риска по заболеванию туберкулезом. Однако некоторые родители недооценивают важность выявления инфекции на ранних стадиях.
– Мы вышли на уровень снижения заболеваемости среди взрослых и детей, но успокаиваться нельзя, – подчеркнула Светлана Пугачева. – Нужно, чтобы дети вообще не болели туберкулезом. Новая коронавирусная инфекция ослабила иммунитет у многих людей. Поэтому взрослым важно каждый год проходить флюорографическое исследование легких. Лучшая профилактика туберкулеза у детей – снижение случаев заболевания среди взрослых.