«Главный-то дом человек в душе у себя строит»

Второй Всероссийский театральный фестиваль им. Валентина Распутина прошел в Иркутске с 15 по 21 марта. В эти дни 11 театров со всей России представили на сцене академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова спектакли по произведениям авторов-деревенщиков. Среди них произведения Виктора Астафьева, Василия Шукшина, Василия Белова, Федора Абрамова, Виктора Розова и писателя, именем которого назван фестиваль. Напомним, что фестиваль организован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и правительства Иркутской области.

 

Значимое культурное событие

Фестиваль по традиции открылся в день рождения Валентина Распутина на основной сцене Иркутского драмтеатра.

Впервые фестиваль провели в год 85-летия нашего земляка, признанного русского классика Валентина Григорьевича Распутина, – сказал на открытии губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. – Фестиваль уже стал значимым культурным событием для всей России. Этот праздник театрального искусства помогает сохранять и понимать великое наследие выдающегося писателя, помнить идеалы, воспетые им, прививать их молодому поколению.

В этот день Кемеровский театр для детей и молодежи представил на основной сцене спектакль «Фотография, на которой меня нет» по мотивам рассказов Виктора Астафьева. На камерной сцене фестиваль открыла премьерная постановка иркутского драмтеатра «Дом» по произведениям Федора Абрамова. Всего же в программу вошло 13 постановок, которые отобрали из 80 заявок со всей России. Среди них: «Рассказы» по Василию Шукшину Театра на Литейном, «Прощание с Матерой» Астраханского ТЮЗа, «Затейник» Московского драматического театра «Сфера», балетный спектакль «Жил человек» по произведениям писателя Василия Шукшина от молодежного ансамбля песни и танца «Алтай» из Барнаула.

Главное качество театра, да и искусства вообще – иметь свою позицию, – отметила эксперт фестиваля, член отборочной комиссии Ольга Соболева. – Нельзя быть полностью растворенным в сегодняшнем дне. Иначе мы не уйдем дальше ситкомов и беллетристики. Именно такие спектакли, с четкой человеческой позицией мы отобрали на этот фестиваль. У Валентина Распутина есть фраза: «Человека надо воодушевлять. В этом тоже есть предназначение искусства». Кстати, характер нашего фестиваля литературно-театральный. Современный театр все больше пропитывается литературой, в данном случае – лучшей литературой, невероятной глубины и высоты.

За литературную составляющую на фестивале также отвечали представители музеев писателей, чье творчество было представлено на фестивале. Их встречи с аудиторией стали основой отдельной программы события – Распутинских чтений. Первую лекцию – «Окопная правда рядового Астафьева» заведующего Литературным музеем им. В.П. Астафьева Александра Черепанова – прослушали более 50 человек. На второй беседе – «Он жил в России», к 85-летию литературоведа и прозаика Валентина Курбатова, которую провел один из руководителей Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля, заведующий отделом «Музей-квартира Ф.М. Достоевского», кандидат филологических наук Павел Фокин, также не было свободных мест. Большой популярностью пользовались лекции директора Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина Марины Торопчиной из Алтайского края, заведующей Литературным музеем им. В.П. Астафьева Александры Черепановой из Красноярска, старшего научного сотрудника Литературно-мемориального музея Ф.А. Абрамова Нины Никифоровой из Архангельска, научного сотрудника Музея-квартиры В.И. Белова Ксении Соколовой из Вологды и завкафедрой филологии и методики Педагогического института ИГУ Ольги Юрьевой из Иркутска.

 

Актуально во все времена

Премьерный спектакль «Дом» по мотивам произведений Федора Абрамова в постановке начинающего режиссера и известного артиста Иркутского драмтеатра Алексея Орлова (I) показали на камерной сцене 15 марта. Постановка была создана специально ко Второму Всероссийскому театральному фестивалю им. Валентина Распутина. Кстати, произведения Федора Абрамова впервые поставили на сцене Иркутского драмтеатра.

Изначально наш директор Анатолий Андреевич Стрельцов попросил меня сделать творческий вечер Федора Абрамова, – сообщил Алексей Орлов. – До этого я был знаком только с известной постановкой Льва Додина «Братья и сестры». Я сказал, что подумаю, и взял в работу повести «Пелагея», «Алька», «Дом», а также несколько рассказов. Хотелось шире познакомить зрителя с творчеством этого автора, настолько мне понравились его произведения. Ведь я сам из деревни, и темы, которые он затрагивает, очень близкие мне по духу, важны и актуальны.

Интересно, что «Дом» поставлен в декорациях «Последнего срока» – легендарного спектакля, который ушел из репертуара из-за безвременной кончины исполнительницы главной роли народной артистки РФ Натальи Королевой. Кстати, камерная сцена театра теперь носит ее имя. Дощатый интерьер деревенской избы очень хорошо лег на сюжет новой постановки, ведь ее идея, как и все творчество Федора Абрамова, очень созвучны прозе Валентина Распутина.

В основу спектакля вошли: отрывок из романа «Братья и сестры», рассказы «Как Лукеша свою Маньку замуж выдала», «Последний старик деревни», «Деревянные мавзолеи», «Поля, открой глаза», «Алька». Объединяет все истории рассказчик в исполнении Антона Залетина. Возможно, это сам писатель, который хочет узнать о своих предках, выслушать их непростые и полные драматизма истории. Про последнего старика деревни в исполнении Андрея Винокурова, про непростую долю матери, воплощенную Натальей Родиной, про душевные метания дерзкой Альки, которая выбирает остаться в деревне – Екатерины Фальк, и тяжелую судьбу Поли-пьяницы – Зои Соловьевой.

В этой постановке моя героиня исповедовалась, она нашла человека, которому может рассказать всю свою тяжелую, горемычную жизнь, – говорит Зоя Соловьева. – Ведь ей пришлось после седьмого класса кормить семью – работать на заготовке леса. Это изменило ее характер, но в ее душе еще жива та скромная девочка, которой она была когда-то. И, может быть, после исповеди в ее жизни что-то изменится. По крайней мере, я оставляю такую светлую надежду.

Деревенские люди, если уж страдают, то по полной, если радуются, то изо всех сил, – считает Екатерина Фальк. – У них нет среднего состояния, они наполнены на сто процентов. Моя героиня попала в очень противоречивую ситуацию. С одной стороны, ей страшно упасть лицом в грязь, опозорить мать на всю деревню. С другой стороны – она веселая и свободная, как те кони, скачущие под бушующим ливнем. Когда моя героиня вернулась домой, то поняла, что уже стала такой же, как мама, ее часть уже живет в ней. И как бы она не противилась, но она возвращается к этому и искренне хочет остаться дома.

Спектакль получился очень светлый и по-семейному искренний. В нем звучат народные песни и частушки, герои танцуют, что добавляет действию динамики и веселья. В финале все истории объединяет сам Федор Абрамов, который появляется в виде проекции на деревянных воротах.

Деревня – это фундамент нашей жизни, наши корни, и на ней до сих пор все держится, – считает Алексей Орлов. – Я специально ввел в спектакль фрагмент интервью Федора Абрамова в Останкино, где он говорит, что деревня, природа и все, что с этим связано, – главный резервуар, откуда черпается человечность. Федор Абрамов говорит, что «главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». И это очень правильно и актуально на все времена.

 

Будить человека в человеке

Произведения Федора Абрамова, как и других писателей-деревенщиков, сегодня очень актуальны, считает старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.А. Абрамова Нина Никифорова. Об этом она рассказала на лекции, посвященной жизни и творчеству писателя.

В романе «Дом», завершающем тератологию «Братья и сестры», герой Мишка Пряслин приходит к осознанию, что главное в жизни – не материальные ценности, а человеческие отношения, единство, братство, – отметила она. – И через этого героя писатель передает свои размышления. Ведь сначала Михаил Пряслин радуется богатству, но в конце он размышляет над тем, почему люди стали жить лучше, а работать хуже, почему нещадно вырубаются леса, поля зарастают кустарником. И это сейчас очень актуально.

Федор Абрамов родился в крестьянской семье, был младшим из пяти детей. Отец Александр Степанович занимался извозом в Архангельске. Он умер рано, когда Федору был год. Мать Степанида Павловна была крестьянкой из староверов. После окончания начальной школы-четырехлетки в селе Веркола Федор Абрамов пошел в пятый класс в Кушкопальскую школу, а в 1933 году переехал в райцентр – село Карпогоры (45 км от Верколы), чтобы окончить десятилетку в школе колхозной молодежи.

Сейчас в здании этой школы располагается наш литературно-мемориальный музей Федора Абрамова, – продолжает Нина Никифорова. – Он был открыт в апреле 1985 года. Изначально в здании, построенном в 1877 году, располагалось старинное церковно-приходское училище. В детстве Федор Александрович увлекался стихами, и как-то он написал о гражданской войне в Испании. Тогда его любимый учитель Алексей Калинцев сказал ему, что он должен писать о том, что хорошо знает. И это определило будущее творчество писателя.

В 1938 году, после окончания с отличием средней школы он был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета. После третьего курса, 24 июня 1941 года, ушел добровольцем в народное ополчение. Служил пулеметчиком 377-го артиллерийского батальона. В сентябре 1941 года был ранен в руку, после короткого лечения вновь вернулся на передовую. Вскоре ему пулей перебило обе ноги, и лишь по случайности он не был похоронен заживо. Провел зиму 1941–1942 года в блокадном Ленинграде в госпитале. В апреле 1942 года был эвакуирован по льду Ладожского озера на одной из последних машин. По ранению получил отпуск на три месяца, во время которых преподавал в Карпогорской школе. В июле 1942 года признан годным к нестроевой службе, был заместителем командира роты в 33-м запасном стрелковом полку в Архангельском военном округе. С февраля 1943 года – помощником командира взвода Архангельского военно-пулеметного училища.

В апреле 1943 года Федора Абрамова без его согласия перевели в отдел контрразведки «Смерш» Архангельского военного округа на должность помощника оперуполномоченного резерва, – рассказала Нина Никифорова. – Об этом времени он написал автобиографическую повесть «Кто он?», опубликованную вдовой после его смерти. В 2002 году сотрудники архангельского ФСБ передали нам часть засекреченных документов о нем. Судя по ним, писатель мог сделать хорошую карьеру следователя, но эта работа была морально тяжелой для него. Хотя за это время он, как сам пишет, «не погубил не одной живой души».

После увольнения из «Смерш», Абрамов окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948) и поступил в аспирантуру ЛГУ. Во время учебы познакомился со своей будущей женой Людмилой Крутиковой, ставшей впоследствии литературным критиком. В 1951–1960 годах был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.

Желание стать писателем пришло к нему не сразу, ведь он хотел вернуться в Верколу и учить детей русскому языку, но остался в аспирантуре, – добавила Нина Никифорова. – И в 1951 году вышел его первый роман «Братья и сестры», который принес ему известность. Федор Абрамов, как и все писатели-деревенщики, переживал в целом за страну и поднимал очень важные проблемы. Он взывал к активности, доброте, нравственности. Говорил, что люди не должны ждать, когда за них все решат, а сами изменять свою жизнь к лучшему. И главным творческим кредо Федора Абрамова, которое прошло через все его творчество, было «будить человека в человеке».

Эта идея, кстати, созвучна всем событиям театрального фестиваля им. Валентина Распутина.