Палочка Коха отступает, но не сдается
Снижение заболеваемости туберкулезом в Иркутской области продолжается. В прошлом году оно составило 11,5%. Если сравнивать с 2007 годом, эпидемиологическая ситуация обнадеживает – снижение числа заболевших почти в три раза, а смертность за восемь лет сократилась в четыре раза. Тем не менее в год регистрируется более 1 тыс. случаев заражения палочкой Коха, и люди продолжают умирать от этой белой чумы XXI века.
В 2023 году в Иркутской области было выявлено 1 тыс. 231 вновь заболевших туберкулезом, что на 168 человек меньше, чем в 2022-м. Это 52,5 человек на 100 тыс. населения. 16 лет назад данный показатель составлял 140, а в некоторых районах области доходил до 200 человек. Снизилась смертность от туберкулеза – на 9% (умерло 155 человек). Хотя этот показатель еще превышает общероссийский почти в два раза (6,6 человек на 100 тыс. населения в Иркутской области против 3,8 человек по России). С другой стороны, восемь лет назад в нашем регионе от палочки Коха погибло 569 человек.
– Мы впервые получили позитивные результаты в секторе сочетания ВИЧ-инфекции и туберкулеза, этот показатель ниже по уровню, чем в СФО, – заметил главный врач ОГБУЗ «Иркутская областная клиническая туберкулезная больница» Михаил Кощеев. – Снизилась распространенность туберкулеза, количество лекарственно-устойчивых форм. Считаю, что такие результаты достигнуты не только усилиями фтизиатров, но и всего медицинского сообщества. Ведь главное, что удалось достичь за эти годы – повысить охват населения профилактическими осмотрами.
На сегодняшний день в Иркутской области процент охвата профосмотрами один из лучших показателей в России – 82% населения. Но цель – достичь максимума, поскольку выявление инфекции на ранней стадии позволяет полностью излечить больного туберкулезом. Михаил Кощеев также отметил, что в прошлом году областная клиническая туберкулезная больница была определена медицинской организацией, курирующей планирование и мониторинг противотуберкулезных мероприятий в Приангарье:
– Было принято решение более тесно скоординировать работу всех медучреждений на профилактику, диагностику и лечение туберкулеза. Мы разработали модель оценки и планирования мероприятий для учреждений всех уровней – от ФАПов до многопрофильных клиник. Основной акцент сделали на медицину первичного звена – амбулаторные службы, ФАПы, женские консультации, где начинается вся профилактическая работа по единым стандартам. И мы первые в России развернули эту масштабную работу.
Главный внештатный фтизиатр министерства здравоохранения Иркутской области, заведующая кафедрой фтизиатрии и инфекционных болезней ИГМАПО Елена Зоркальцева заметила, что нашему региону сложнее бороться с туберкулезом, чем многим другим субъектам РФ. Причины тому – резко континентальный климат, недостаток витамина D, из-за низкой плотности населения есть сложности в организации профосмотров. Кроме того, в области распространен пекинский штамм возбудителя (более агрессивный).
– Поэтому к высоким результатам нам приходится идти тернистым путем, – говорит Елена Зоркальцева. – Сейчас у нас появились переносные флюорографы, телемедицина. Важно помнить, что туберкулез – это не заболевание маргинальных социальных групп, людей девиантного поведения, с ним может столкнуться каждый. Но туберкулез можно вылечить, если выявить на ранних стадиях. Именно поэтому необходимо ежегодно проходить профосмотры, делать флюорографию.
За восемь лет смертность от туберкулеза в Приангарье снизилась в четыре раза