27.03.2024 11:12
Рубрики
Общество
Фото
пресс-службы Иркутского областного суда
Фото:
пресс-службы Иркутского областного суда
27.03.2024 11:12

Право на труд – через суд

Суды против формального подхода при защите трудовых прав граждан

Более 3600 социально-трудовых споров рассмотрели суды Приангарья в 2023 году. Почти половина из них – по искам граждан о защите трудовых прав. Насколько сложно рассматривать такие споры? Как со временем в этих вопросах изменилась позиция суда? Чью сторону – работодателя или работника – выбирает правосудие? Ответы на эти вопросы мы постарались дать в рамках рубрики «Говорим с Фемидой».

 

Поиски справедливости оставили без работы

Неприятности у Владимира Ивановича (данные изменены) начались, по его словам, с приходом нового заведующего гаражом. Он работал водителем на станции скорой помощи в одном из городов Приангарья. И поначалу все было нормально, но со временем у шоферов стали появляться серьезные вопросы к завгару.

Запчасти, бензин, прямо в глаза сказали, покупать за свой счет. Ну ладно, такое бывало. Потом кто-то из коллег узнал, что путевки на бензин и запчасти идут на старый ГАЗик, а он давно стоит и заржавел. Я поначалу внимания не обращал. Потом также с автобусом случилось, который, может быть, раз в месяц выезжал. Дальше больше. Посмотрели в бумагах. Завгар вроде купил новые запчасти, а выдает старые. Генератор взял новый, но мне дал подержанный. Я целый день промучился, а он так и не подошел, – рассказывает Владимир Иванович.

Напряжение достигло такого апогея, что работники написали на заведующего гаражом коллективную жалобу вышестоящему руководству. А поскольку составлять документ помогала родственница Владимира Ивановича, то весь гнев начальства обрушился… именно на него. Для начала водителю объявили замечание за недолив бензина в служебный автомобиль на заправке в объеме 0,07 литра.

Бензин кончился в заправочном пистолете. Он не льется, я поставил и поехал. Я ж не ребенок – 40 лет за рулем. Даже прокурор после в областном суде чуть не засмеялся про эти 70 миллиграммов бензина. А потом пошло-поехало, – продолжает водитель.

Поиски правды закончились тем, что его чуть ли не из кустов караулили с телефоном. Однажды сфотографировали, как Владимир Иванович припарковал карету скорой помощи не задней, как предписывает приказ главврача, а передней частью автомобиля к зданию отделения. Между тем сам шофер утверждает, что это была не парковка, он просто высадил фельдшеров и потом поставил машину, как предписано.

Позже по системе ГЛОНАСС в администрации учреждения выяснили, что Владимир Иванович в рабочее время вечером на 15 минут съездил в детский сад за внуком. Хотя тогда не дежурил с бригадой скорой помощи, а при надобности выполнял другие поручения работодателя, которых на тот момент не было.

В итоге все претензии, которые предъявляли водителю, закончились для него увольнением «в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей».

 

Одинаковых дел не бывает

С 1 июля 2016 года в Иркутском областном суде был организован специальный судебный состав по рассмотрению социально-трудовых споров. Принятие такого решения было вызвано значимостью указанной категории дел и необходимостью выработки единых подходов при разрешении таких споров.

Наверное, самое страшное для человека сейчас потерять работу или остаться без зарплаты, а значит, без средств к существованию. За защитой трудовых прав человек приходит в суд. И, как правило, по таким спорам в суде выступают не профессиональные юристы, как это бывает по иным гражданским делам, а обычные граждане, права которых нарушены, и у них нет материальной возможности обратиться за помощью к адвокату, а приходится защищать свои права самостоятельно, – комментирует судья Иркутского областного суда Марина Герман.

Трудовыми спорами она занимается с 1999 года – сначала в прокуратуре, после в Кировском районном суде Иркутска и затем в облсуде. И по опыту многих лет считает, что трудовые споры – сложная категория дел. Казалось бы, Трудовой кодекс один, но ситуации всегда разные. У каждого обратившегося в суд свои обстоятельства и доводы. Даже когда речь идет, казалось бы, об увольнении по собственному желанию, у каждого своя история.

Однажды судья рассматривала дело молодой женщины, которая работала в транспортной компании. У нее диагностировали онкозаболевание, она практически победила недуг, но получила третью группу инвалидности. Женщина просила дать ей менее сложный фронт работ. Начальство такового не нашло, и пришлось писать заявление об увольнении по собственному желанию. И вдруг через несколько дней она узнала, что беременна. На руках уже был малолетний ребенок, а супруг находился на СВО. Пришлось просить у руководства восстановить на работе, но в ответ прозвучал отказ. Тогда она обратилась в суд.

Вроде бы формально все соблюдено. Женщина сама написала заявление об увольнении, а в итоге оказалась в сложной жизненной ситуации. Районный суд восстановил ее на работе, указав, что она приняла решение эмоционально, в связи с невозможностью по состоянию здоровья трудиться в прежних условиях, но фактически осознанного желания прекратить отношения у нее не было. Суд ее восстановил на работе. Мы согласились с решением. Я до сих пор помню лицо этой девушки, знаете, такая славная, и столько всего свалилось на нее. В нашем составе работают эмоциональные люди. У нас нет ни одного «сухаря». Когда мы обсуждаем дела перед тем, как выйти на решение, то всегда пропускаем все через себя, – признается Марина Герман.

 

Пропуск срока – еще не повод не обращаться в суд

Бывало, что человек обращался в суд позже срока, предусмотренного по трудовым спорами, уже только по этому основанию оставался ни с чем, в иске ему отказывали. Сейчас формальный подход при разрешении этих споров признан недопустимым. Ведь сроки, как правило, люди пропускают по уважительным причинам – их суду необходимо выяснять и оценивать. И эти причины всегда индивидуальны.

В 2021 году с формулировкой «по собственному желанию» уволился практически весь коллектив одного из детских садов. С чего бы вдруг? Оказывается, там случилась коммунальная авария, настолько сложная, что заведующая сказала подчиненным написать такие заявления, мол, в вынужденном простое им будут платить совсем маленькую зарплату. Люди согласились, потом начали списываться друг с другом, пробовали получить юридическую консультацию и пропустили предусмотренный законом срок обращения в суд – один месяц. Суды – районный и областной – встали на сторону истцов, срок был восстановлен, трудовые права защищены.

Еще был случай с мужчиной, который пошел на пенсию в 2021 году. В Пенсионном фонде он узнал, что компания, где он несколько лет назад водил междугородний автобус, не перечисляла за него страховые взносы и стаж работы там ему не учтен. Трудовой договор между ним и владельцем предприятия в свое время заключен не был, но мужчина и не мог предположить, что компания не перечисляла взносы и вообще будет оспаривать, что он там работал. Истцу предстояло доказать сам факт трудовых отношений с фирмой. Ответчик сразу заявил о пропуске срока, который по таким спорам составляет три месяца.

Часто по таким спорам работодатель, которому нечем возражать по существу, заявляет о пропуске срока. Такой подход признан формальным. Мы устанавливаем причины пропуска срока, а перечень таких причин не является исчерпывающим. В данном случае человеку и в голову не приходило, что может возникнуть какой-то спор. Он просто водитель и понятия не имел, что работодателю нужно платить страховые взносы. Суды встали на сторону гражданина и исходили из того, что о нарушенном праве мужчина узнал только тогда, когда пришел за пенсией и сразу обратился в суд, хотя с момента увольнения прошло несколько лет. Суд установил факт трудовых отношений, в т.ч. свидетельскими показаниями, и обязал работодателя оплатить страховые взносы за период работы истца, – пояснила судья.

 

Помощь вахтовикам

При установлении самого факта трудовых отношений доходит до смешного. Недавно в суде иркутский врач-стоматолог доказывал, что работал в частной клинике. Даже прилагал фото медицинских карт пациентов со своей подписью. Работодатель безуспешно пытался убедить судей, что этот человек попросту каким-то образом пробрался в клинику и вписал свои данные в медкарты.

У вахтовиков тоже бывают курьезные моменты. Житель Усть-Илимска, прочитав объявление о больших заработках, решил потрудиться на Чукотке. Вместе с другими рабочими он приехал в этот северный край, приступил к работе, но трудовые договоры с работниками все не заключали, выплат они тоже не могли дождаться. Люди сказали работодателю, что не продолжат работу, пока им не заплатят. Тот вспылил и купил им билеты до Магадана, откуда неудавшиеся вахтовики за свой счет разъехались по стране. После на сайте Госуслуг устьилимец узнал, что его уволили за прогул. В суде ответчик утверждал, что мужчина устроился к ним на работу в… Самаре, где зарегистрировано предприятие, а на Чукотку ездил в командировку. Но истец никогда не был в Самаре. Поведение работодателя объясняется просто: на вахте у работника больше социальных гарантий, чем когда он просто ездит в командировки. Права этого человека Фемида защитила.

Как и преподавательницы одного из иркутских вузов. С ней в течение многих лет заключали срочный трудовой договор на каждый год, хотя с преподавателями возможны и бессрочные трудовые отношения. Но зачем, если можно не оплачивать им отпуск и держать в узде, считают некоторые работодатели. Однако женщина чем-то все равно не угодила руководству и через двадцать лет работы вдруг конкурс на замещение должности, которую много лет занимала, не прошла. Уважаемый человек, профессор, доктор наук оказалась не у дел.

При рассмотрении дела в облсуде мы внимательно все изучили. Признали, что неоднократное ежегодное заключение трудовых договоров нарушает права этого работника, требования удовлетворили. Люди приходят в суд за справедливостью. На самом деле радостно удовлетворять требования человека, который пострадал. Вот встречаешься с ним глазами и хочешь работать дальше. Да, задерживаешься потом на работе, дома думаешь про эти дела, но понимаешь, как нужна твоя работа людям, – резюмирует Марина Герман.

 

Облсуд защитил права водителя

Дело шофера Владимира Ивановича дошло до суда. Он отстоял свои права, его увольнение было признано незаконным. Он восстановился на рабочем месте и получил положенные выплаты. Рассказывает дочь Владимира Ивановича:

Представитель работодателя приходил в судебные процессы и, зная, что отец – человек простой, юридически неподкованный, начинал психологически давить: «Да тебя коллектив не любит». При этом отец выходит, все с ним общаются, за руку здороваются. Он работал водителем с 1980 года, везде подолгу, без каких-то взысканий. А здесь ему даже отрицательную характеристику сделали от начальника отделения скорой помощи, который в принципе с отцом в хороших отношениях. Я очень рада, что в апелляционной инстанции судьи усмотрели злоупотребление правом со стороны работодателя, и все разумно разрешилось.

Ситуации, связанные с трудовыми правоотношениями, могут коснуться каждого. Все эти истории – примеры, подтверждающие, что не нужно бояться показаться излишне настойчивыми. Российское законодательство предусматривает разные способы защиты своих прав, а отсутствие формального подхода к рассмотрению трудовых споров значительно повышает шансы работников восстановить справедливость.