Вселенная тофаларов
Погрузиться в быт и культуру тофаларов, которых считают единственными в мире горными оленеводами, можно в отделе истории Иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-Амурского «Тофалары. Последние неизвестные». Ряд предметов экспонируется впервые.
Символы шаманского костюма
На выставке представлены экспонаты из фондов Российского этнографического музея Санкт-Петербурга, Новосибирского государственного краеведческого музея и Иркутского краеведческого музея. Это предметы одежды, быта и культовые экспонаты.
– Особый интерес вызывают костюмы шамана, которые исчисляются единицами по всему миру и хранятся исключительно в наших музеях. Отдельную ценность представляют шаманские бубны, – отметил менеджер администрации Новосибирского государственного краеведческого музея Михаил Бубнов.
Всего известно восемь шаманских костюмов: три из них хранятся в Иркутском краеведческом, четыре – в Российском этнографическом и один – в Новосибирском краеведческом музеях. Все они представлены на выставке.
– Шаман выдерживает колоссальные нагрузки во время камлания, когда он находится в состоянии транса и путешествует между мирами, ему нужна сильная защита, поэтому мы видим на его костюме духов-помощников, – поясняет научный сотрудник отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея Светлана Романова. – Это нашивки птиц, которые способствуют перемещению в верхний мир, змееподобные подвески, помогающие попасть в нижний мир. На костюмах мы также видим изображение позвоночника и фаланг пальцев – это дополнительная защита. И у шамана должно быть оружие, поэтому на одном из костюмов мы видим символический колчан со стрелами. Есть шумящие элементы – русские колокольчики, трубчатые подвески и, конечно, солярные символы. Интересно, что многие детали в костюмах из разных музеев повторяются, то есть мы имеем дело с устойчивой традицией.
Тофалары – коренные жители Сибири, численность этого народа на протяжении XVII–XIX веков колебалась от 400 до 500 человек. В Иркутской области они проживают в Нижнеудинском районе, в центральной части Восточных Саян, куда летом можно добраться только на вертолете, а зимой по замершему истоку реки. Экспонаты, которые представлены на выставке, собраны этнографами в первые десятилетия XX века.
Легенда о каменных оберегах
Культура тофов принадлежит к кочевым, поэтому на выставке представлены предметы, которые были вечными спутниками этого народа, например, сумки для спичек, патронов, кошелек для посуды, мешок для муки, сумка для рыбы и так далее. Все они сделаны из оленьей шкуры, как, впрочем, и представленные на выставке предметы одежды, а также шаманские костюмы, обувь и многое другое.
– Олень тофов был не только средством передвижения, он давал еду, одежду, орудия труда, – уточнила заведующая отделом истории Татьяна Шафранская. – Даже олений рог использовали как приспособление для копки картофеля, когда в советское время народ приучали к оседлости. Среди предметов, связанных со спецификой оленеводства, на выставке можно увидеть мунгуй – особое деревянное приспособление для привязывания олененка, которого необходимо приучать к узде чуть ли не с рождения, иначе животное не будет слушаться человека. Он представляет собой дугообразную деревянную пластину, в середине которой через отверстие вставлен деревянный стержень в виде болта.
Есть на выставке и редкие предметы, связанные с традицией табакокурения – различные кисеты и чехол для трубки, украшенный китайскими монетами. Одними из интересных и даже загадочных экспонатов выставки стали так называемые кастарминские камни, с которыми связано большое количество обычаев и легенд. Камни находят в священном для тофаларов месте – в среднем течении реки Кастармы – в бассейне реки Уды, где на правом берегу есть небольшое озеро с одноименным названием. На берегах реки и озера, а также в воде, в выходах серо-голубых глин в большом количестве находят эти фигурные камешки. Тофы называют их «кастарма», или «кастарминки». По словам жителей поселка Алыгджер, слово «кастарма» с тофаларского переводится как «отжимки» или как «узорочье».
– Известна легенда о духе озера Кастарма, – рассказала Татьяна Шафранская. – Тофы верили, что на его дне обитает бессмертный могущественный дух, которого зовут мастер Костырма. Он делает из глины фигурки проходящих мимо людей и животных и выбрасывает их на берег. По легенде, они призваны оберегать от змеиного укуса и других несчастий. Известно, что в качестве оберега камешки нашивались на детскую одежду. Женихи дарили невестам ожерелья из них, являющиеся символом обручения. Кроме того, продавая что-либо, в придачу дарили мешочек камней, тем самым скрепляя сделку. А чтобы узнать свою судьбу, тофы по совету шамана отправлялись на «священное» озеро. Там искатель счастья вечером объезжал на олене положенный по ритуалу круг, а если утром находил здесь фигурку, то считалось, что ему повезет.
Ученые же говорят, что эти камешки – иматровые конкреции – образовались несколько тысяч лет назад на большой глубине. Свое название они получили по одноименному водопаду Иматра в Карелии, где впервые были найдены. В природе иматровые камни встречаются в серо-голубых глинах.
Увидеть эти и другие уникальные экспонаты выставки можно будет до 19 мая.