Эхо молодежного фестиваля в Сочи
Иркутянин Александр Гуськов о том, как удалось попасть на форум, и не только
Свежи впечатления от всемирного фестиваля молодежи в Сочи. Ученик 11 класса Иркутской вальдорфской школы Александр Гуськов – один из шести учащихся Иркутской области, которому удалось принять участие в представительном форуме. Мы встретились с Александром, чтобы узнать подробности подготовки и самой поездки на берег Черного моря.
– Александр, как тебе удалось пройти отбор на фестиваль, ведь конкурс был огромный?
– Начну издалека. Когда мне было 14 лет, я впервые попал в «Артек». Выиграл путевку, будучи учеником художественной школы. Я слышал, что в СССР это был очень популярный пионерский лагерь, но то, что попасть туда очень престижно и сегодня, я не знал. И вот приезжаю я туда, у меня во-о-о-от такие глаза от всего увиденного! И самое главное, наверное, именно там я впервые понял, что все от меня зависит: можно спокойно жить в Иркутске, ходить в школу, плыть по течению, а можно жить иначе. Тогда же я осознал, зачем учусь живописи, понял, что хочу стать архитектором. Позже я узнал, что есть в Сочи федеральная площадка для молодежи «Сириус». Опять же я не совсем представлял, что это такое. Даже всерьез не воспринял возможность поехать туда, к заявке прикрепил не самые лучшие свои работы, и…. не прошел отбор. А вот в 10 классе уже постарался, все узнал про эту федеральную территорию, потому что понял, что для меня такие поездки своего рода батарейки. Я вдохновляюсь, появляется мотивация двигаться дальше, усердно работать, чтобы снова испытать эти чувства. Такой замкнутый круг. Но я уверен, что каким бы замкнутым он ни был, все равно это движение вверх.
Когда я оказался в Сочи, мое представление о мире в корне изменилось. Все, что до этого я видел только на экране, было передо мной: олимпийские объекты, известные люди… Самое главное – я знакомлюсь с огромным количеством удивительных ребят, у которых я многому учился. Это сильное молодое поколение нашей страны!
В Сириусе я и узнал о том, что в 2024 году в Сочи пройдет всемирный фестиваль молодежи. Это было в мае. Надо сказать, что ребята из столицы и близких к центру городов были более осведомлены. В моем окружении, к сожалению, никто о фестивале не слышал. В июле я отправил анкету, прикрепив портфолио и видеовизитку на тему социально значимого проекта, который я бы хотел реализовать. И так совпало, что я как раз делаю подобный проект. Все ученики в нашей школе за год до выпуска выбирают тему проекта и работают над ней целый год. Моя работа называется «Создание экологичной и безопасной тропы на о. Ольхон».
Но прежде нужно было пройти тестирование по одному из указанных направлений: наука, спорт, искусство. Я, конечно, выбрал искусство и набрал 200 баллов из 200. Сам не ожидал, что так получится. Я неплохо разбираюсь в живописи, истории искусства и архитектуре, но там были и другие вопросы. Еще больше я удивился, когда узнал, что те, кто набрал 190 и менее, уже не прошли во второй этап, где как раз учитывались все достижения претендентов и темы проектов. Последним этапом было онлайн-собеседование с председателем комиссии. Мне кажется, что большую роль сыграло то, что я живу не в Москве или Санкт-Петербурге. От России в фестивале принимали участие 10 тысяч человек. Из них молодых людей до 18 лет – 500. А уже на регионы выделяли квоты. От Иркутской области полетели 90 человек, включая взрослых. Школьников было всего шестеро. И я один из них. До сих пор не могу поверить, что мне так повезло! Но, видимо, не только в везении дело…
– Чем ты занимался на фестивале?
– При подаче заявки претендентов распределили по проектам. За две недели где-то нам выслали их названия, можно было выбрать четыре. Когда мы прилетели, члены иркутской делегации отправились каждый по своему направлению. Тема моей работы «Проектирование станции метро «Пушкинская». Скорее модернизация уже существующей. Я среагировал на слово «проектирование», что мне близко и интересно. И, честно говоря, я не обратил внимания на название станции. И вот тут началось самое интересное. В нашей группе встретились ребята из Молдовы, из Сирии, Казахстана, Монголии, Мексики, Бразилии, Малайзии… Постепенно из названия проекта ушло слово «проектирование», и оно превратилось в «Пушкин – наше все». По сути, я попал в проект по литературе! От архитектуры все же осталось то, что мы проектировали, вернее, придумывали идеи для кабинета литературы в стиле поэта.
– Как был построен ваш день?
– Первым делом – обязательные мероприятия, проекты например. И много свободного времени. И опять же все зависело от тебя. Ты мог играть в теннис, гулять, хоть на кровати лежать, а мог участвовать в каких-то встречах, мероприятиях. Но все же отбор на фестиваль был ориентирован на тех молодых людей, которым для чего-то нужно было туда попасть. Поэтому у всех была очень высокая мотивация.
– Какие встречи оказались для тебя особенно значимыми?
– Помимо знакомства с огромным количеством ребят со всего мира, было несколько самых ярких встреч с известными людьми. На встречу с президентом Владимиром Путиным я не попал, так как туда пошли в основном иностранцы, что понятно. А вот на встрече с председателем правления «Сбербанка России» Германом Грефом удалось побывать. На этой встрече речь шла о развитии искусственного интеллекта, о тех возможностях и опасностях, которые с этим связаны. Вторая встреча тоже была очень интересной. Двукратный серебряный призер Олимпийских игр по фигурному катанию Евгения Медведева рассказывала о своем пути к Олимпу. И самое главное, даже не о том, как стать чемпионом, а как им оставаться. Удивительно, что я как раз смотрел именно ту Олимпиаду, на которой она выступала. И вот она из телевизора передо мной, очень близко, маленькая, хрупкая, очень просто общается с залом. Вроде бы такая же, как ты, рассказывает, как она шла к своей цели… Еще больше всего меня впечатлила встреча с Марией Захаровой, на которую я, можно сказать, попал случайно. Я был в восторге от того, как она общалась с залом, как отвечала на вопросы, даже самые каверзные, как выстраивала диалог с собеседником. Отвечая на провокационные вопросы, она оставалась победителем. Это настоящее ораторское искусство! А потом все 250 человек пошли фотографироваться, конечно, все хотели встать к ней поближе. И был нарисован квадратик, я туда встал. И тут Мария Захарова выходит, а я вдруг говорю: «Вот я вам тут место держу». Все удивились, особенно охрана. И потом мне даже удалось с ней лично пообщаться. Эти встречи навсегда останутся в памяти.
– Ты снова в Иркутске. Какие планы?
– В середине марта в нашем городе прошел региональный этап фестиваля, на котором мы выступали. Нельзя, конечно, передать ту атмосферу, которой мы напитались в Сочи, но можно поделиться своими впечатлениями с ребятами, приехавшими в Иркутск из городов и поселков области.
Много дел сейчас у меня в школе: нужно восстановить пропущенный материал. Кроме этого я должен лететь на олимпиаду по архитектуре, которую проводит Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет. Онлайн-этап я прошел, теперь предстоит работа непосредственно в вузе. Это будет очень полезный опыт, который, надеюсь, в дальнейшем поможет мне в выборе вуза. А профессию я уже выбрал.