Наскальный алфавит
Особенности фестиваля «КнигаМарт-2024»
Шестой фестиваль книжной культуры «КнигаМарт-2024» получился самым коротким за всю историю. Официальное открытие состоялось днем 22 марта, а вечером произошла трагедия в «Крокус Сити Холле». Гости фестиваля и сотрудники Иркутской областной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского скорбели со всей страной. Часть мероприятий «КнигаМарта» перенесли.
В формате офлайн и онлайн
Лекции и беседы с гостями «КнигаМарта» решено записать на видео, которое появится на сайте и в соцсетях фестиваля. В этом году в Иркутск приезжали продюсер и соавтор писателя Алексея Иванова Юлия Зайцева, архитектор, директор и главный редактор издательства TATLIN Эдуард Кубенский, доктор исторических наук, профессор РГГУ, специалист по средневековью Дмитрий Антонов, научный журналист, финалист премии «Просветитель-2023» Антон Нелихов.
Отдельные экспозиции фестиваля можно посетить в Молчановке. В холле шестого этажа работает выставка книжных иллюстраций «Художественный образ книги. От идеи до воплощения». На ней представлены рисунки к произведениям Ивана Молчанова-Сибирского, Василия Стародумова, Марка Сергеева и многих других. А на пятом этаже в Восточной башне – экспозиция работ студентов Колледжа дизайна, сервиса и права «Новые обложки любимых произведений».
«КнигаМарт» в этом году традиционно включал выездные мероприятия. В Усть-Куте в школе № 9, Молодежном центре «БАМ» и Усть-Кутской межпоселенческой библиотеке состоялись встречи с журналистом, автором историко-краеведческих книг Михаилом Денискиным, который презентовал новую книгу «Летящие». Лауреат Национальной литературной премии им. В.Г. Распутина Светлана Бурдинская представила читателям роман «Прощание с Ольхоном». Продюсер и режиссер Юрий Яшников показал документальный сериал «Киноинтервью». В Усть-Ордынской Национальной библиотеке им. М.Н. Хангалова состоялась блиц-презентация новинок издательства «Номад» и презентации книг Александра Перенова «Неизвестная война: поисковая работа по Гражданской войне в Западном Забайкалье», Баторжаргала Дармаева «Воины с берегов Байкала»: книжная коллекция об участии бурят в Великой Отечественной войне, Ольги Эрдынеевой «Занимательный Улан-Удэ» и другие.
Праздник книги в апреле и мае
– Мероприятия до 22 марта включительно проходили по программе, – отметила директор Иркутской областной библиотеки Лариса Сулейманова. – В галерее «Революция» прошла встреча с Антоном Нелиховым, а в Молчановке открылось новое пространство «Средиземье. Картина мира и карта местности». Особенность нынешнего фестиваля в том, что накануне мы провели исследование предложений интересных экскурсий. К сожалению, пока их в городе немного. Туроператоры ориентированы на Байкал, Иркутск остается городом одной стоянки, перевалочным пунктом. Мы решили обратить на это внимание.
Прошли экскурсии: «Иркутск театральный» научного сотрудника иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-Амурского Павла Петухова, «История в воде» и «История в земле» Ивана Попова и Сони Обровец, «Прогулки по Иркутску Валентина Распутина» и «Чехов в Иркутске» Александра Верхозина.
– Многое пришлось отменить, в том числе книжную ярмарку, на которую привезли интересные издания из разных городов, – пояснила Лариса Сулейманова. – Поэтому с 17 по 19 мая мы ее повторим в более масштабном формате на фестивале «КнигаМай», который пройдет на островах Конный и Юность.
Средиземье – это про иркутскость
Самым долгожданным событием на фестивале стало открытие пространства «Средиземье. Картина мира и карта местности», посвященное Иркутской области. Автором экспозиции выступил кандидат филологических наук, музейный проектировщик Александр Бондарев, художественное решение пространства создал главный дизайнер Музея истории Дальнего Востока Василий Корнеев.
– Удивительно, что идея этого проекта витала в воздухе, – отметила на открытии министр культуры Иркутской области Олеся Полунина. – Не так давно я позвонила Ларисе Александровне Сулеймановой и стала рассказывать, что есть такой талантливый автор экспозиций Александр Бондарев, который сделал во Владивостоке удивительные выставки «Мальчишка и океан», «Владивостокская крепость». Оказалось, что они уже вместе работают над проектом «Средиземье». Я уверена, что это место станет яркой точкой притяжения для читателей.
В необычное пространство читатели входят через полностью белую комнату с книжными полками, потом попадают в пространство с черными стенами, где в черном кабинете, как на театральной сцене, разворачивается сюжет об иркутском Средиземье. Иркутск называют серединой Земли, потому что город равноудален от мировых океанов.
– Мы не мыслили этот проект как краеведческий, но он про краеведение, мы не задумывали его как литературный, но он про литературу, – отметил Александр Бондарев. – А если рассмотреть литературу о месте как феномен, вы задумаетесь о том, какую букву крепить к пространству. Значит, нужно было начинать чуть ли не с петроглифов. Мы так и сделали, придумав алфавит по мотивам Шишкинской писаницы. В этом пространстве одновременно есть иллюзия, что мир и можно структурировать, и что его структурировать нельзя. Оно выстроено в форме лабиринта, ведь чтобы попасть в волшебную страну, нужно заблудиться. Экспозиционное пространство позволяет сделать переход. Это переход от ландшафта к тексту, от реальности к книгам. Вспомним, что лабиринт часто связан с образом библиотеки, ведь чтобы попасть в мир Средиземья, нужно пройти «сквозь» книги, пройти «в книги». В этом смысле чтение – это всегда погружение в иную реальность.
Вход в Средиземье открывает стена с придуманным наскальным алфавитом. В темном пространстве несколько зон: «Славное море», «Старый город», «Новый город» и «Тайга». Посреди «Старого города» распиленные и снова собранные деревянные ставни.
– Мы не пытаемся собрать в экспозиции все краеведение, а ракурсы, с помощью которых на него можно смотреть, – отметил Александр Бондарев. – Разрезанная ставня, внутри которой в витрине книги из редкого фонда библиотеки, символизирует некую структуру, которая рассыпается и собирается. По сути тот же текст, но визуальный. Ведь мы считаем, что прошлое нужно изображать таким, какое оно есть сейчас. В качестве постоянно повторяющейся фразы мы выбрали: «Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала». Это как базовое знание. Как универсальный самоочевидный сибирский текст в сборке, центрированной Иркутском. Наша фраза – столь же базовая, как и фразы из школьного учебника: «Москва – столица», «Земля круглая».
В «Новом городе» опоры ЛЭП – это книжные полки. Ведь в XX веке Ангара превращается в реку, которая зажигает огни в тайге. Историю пусков ГЭС можно увидеть в аналоговых телевизорах, которые стоят неподалеку, а можно собрать из мягких кубиков, на которых можно при желании отдохнуть. За ними лес из развешанной в виде дождя магнитной пленки. Идти сквозь него интересно и немного страшно.
– Зона тайги – это история разрушающегося текста, уходящего в природу, – пояснил Александр Бондарев. – В отличие от текстов «Нового города», которые приглашают «покорить», «окультурить» природу, тексты «Тайги» предлагают человеку примирение с природой, а в детском варианте – дружбу с ней.
– Есть набор символов, например букв, есть ситуация и человек внутри нее, есть контекст времени, но в данном случае мы можем предположить, что нет никакого будущего и прошлого, а есть сверкающая секунда «сейчас», которая летит в бесконечности, – считает Василий Корнеев. – И мы все время должны каким-то образом ее ухватить. Но фокус в том, что текст и пространство – это некий способ фиксации, который находится в постоянной трансформации и летит на нас метелью зрительных образов. Мне кажется, что эта экспозиция – выставка различных систем восприятия. Как художник я ставил для себя одной из задач – распаковку чувственного восприятия этих образов.
А что на самом деле получилось у авторов экспозиции, каждый читатель может решить для себя сам. Ведь пространство уже открыто для посещения.