Наскальный алфавит

Особенности фестиваля «КнигаМарт-2024»

Шестой фестиваль книжной культуры «КнигаМарт-2024» получился самым коротким за всю историю. Официальное открытие состоялось днем 22 марта, а вечером произошла трагедия в «Крокус Сити Холле». Гости фестиваля и сотрудники Иркутской областной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского скорбели со всей страной. Часть мероприятий «КнигаМарта» перенесли.

 

В формате офлайн и онлайн

Лекции и беседы с гостями «КнигаМарта» решено записать на видео, которое появится на сайте и в соцсетях фестиваля. В этом году в Иркутск приезжали продюсер и соавтор писателя Алексея Иванова Юлия Зайцева, архитектор, директор и главный редактор издательства TATLIN Эдуард Кубенский, доктор исторических наук, профессор РГГУ, специалист по средневековью Дмитрий Антонов, научный журналист, финалист премии «Просветитель-2023» Антон Нелихов.

Отдельные экспозиции фестиваля можно посетить в Молчановке. В холле шестого этажа работает выставка книжных иллюстраций «Художественный образ книги. От идеи до воплощения». На ней представлены рисунки к произведениям Ивана Молчанова-Сибирского, Василия Стародумова, Марка Сергеева и многих других. А на пятом этаже в Восточной башне – экспозиция работ студентов Колледжа дизайна, сервиса и права «Новые обложки любимых произведений».

«КнигаМарт» в этом году традиционно включал выездные мероприятия. В Усть-Куте в школе № 9, Молодежном центре «БАМ» и Усть-Кутской межпоселенческой библиотеке состоялись встречи с журналистом, автором историко-краеведческих книг Михаилом Денискиным, который презентовал новую книгу «Летящие». Лауреат Национальной литературной премии им. В.Г. Распутина Светлана Бурдинская представила читателям роман «Прощание с Ольхоном». Продюсер и режиссер Юрий Яшников показал документальный сериал «Киноинтервью». В Усть-Ордынской Национальной библиотеке им. М.Н. Хангалова состоялась блиц-презентация новинок издательства «Номад» и презентации книг Александра Перенова «Неизвестная война: поисковая работа по Гражданской войне в Западном Забайкалье», Баторжаргала Дармаева «Воины с берегов Байкала»: книжная коллекция об участии бурят в Великой Отечественной войне, Ольги Эрдынеевой «Занимательный Улан-Удэ» и другие.

 

Праздник книги в апреле и мае

Мероприятия до 22 марта включительно проходили по программе, – отметила директор Иркутской областной библиотеки Лариса Сулейманова. – В галерее «Революция» прошла встреча с Антоном Нелиховым, а в Молчановке открылось новое пространство «Средиземье. Картина мира и карта местности». Особенность нынешнего фестиваля в том, что накануне мы провели исследование предложений интересных экскурсий. К сожалению, пока их в городе немного. Туроператоры ориентированы на Байкал, Иркутск остается городом одной стоянки, перевалочным пунктом. Мы решили обратить на это внимание.

Прошли экскурсии: «Иркутск театральный» научного сотрудника иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-Амурского Павла Петухова, «История в воде» и «История в земле» Ивана Попова и Сони Обровец, «Прогулки по Иркутску Валентина Распутина» и «Чехов в Иркутске» Александра Верхозина.

Многое пришлось отменить, в том числе книжную ярмарку, на которую привезли интересные издания из разных городов, – пояснила Лариса Сулейманова. – Поэтому с 17 по 19 мая мы ее повторим в более масштабном формате на фестивале «КнигаМай», который пройдет на островах Конный и Юность.

 

Средиземье – это про иркутскость

Самым долгожданным событием на фестивале стало открытие пространства «Средиземье. Картина мира и карта местности», посвященное Иркутской области. Автором экспозиции выступил кандидат филологических наук, музейный проектировщик Александр Бондарев, художественное решение пространства создал главный дизайнер Музея истории Дальнего Востока Василий Корнеев.

Удивительно, что идея этого проекта витала в воздухе, – отметила на открытии министр культуры Иркутской области Олеся Полунина. – Не так давно я позвонила Ларисе Александровне Сулеймановой и стала рассказывать, что есть такой талантливый автор экспозиций Александр Бондарев, который сделал во Владивостоке удивительные выставки «Мальчишка и океан», «Владивостокская крепость». Оказалось, что они уже вместе работают над проектом «Средиземье». Я уверена, что это место станет яркой точкой притяжения для читателей.

В необычное пространство читатели входят через полностью белую комнату с книжными полками, потом попадают в пространство с черными стенами, где в черном кабинете, как на театральной сцене, разворачивается сюжет об иркутском Средиземье. Иркутск называют серединой Земли, потому что город равноудален от мировых океанов.

Мы не мыслили этот проект как краеведческий, но он про краеведение, мы не задумывали его как литературный, но он про литературу, – отметил Александр Бондарев. – А если рассмотреть литературу о месте как феномен, вы задумаетесь о том, какую букву крепить к пространству. Значит, нужно было начинать чуть ли не с петроглифов. Мы так и сделали, придумав алфавит по мотивам Шишкинской писаницы. В этом пространстве одновременно есть иллюзия, что мир и можно структурировать, и что его структурировать нельзя. Оно выстроено в форме лабиринта, ведь чтобы попасть в волшебную страну, нужно заблудиться. Экспозиционное пространство позволяет сделать переход. Это переход от ландшафта к тексту, от реальности к книгам. Вспомним, что лабиринт часто связан с образом библиотеки, ведь чтобы попасть в мир Средиземья, нужно пройти «сквозь» книги, пройти «в книги». В этом смысле чтение – это всегда погружение в иную реальность.

Вход в Средиземье открывает стена с придуманным наскальным алфавитом. В темном пространстве несколько зон: «Славное море», «Старый город», «Новый город» и «Тайга». Посреди «Старого города» распиленные и снова собранные деревянные ставни.

Мы не пытаемся собрать в экспозиции все краеведение, а ракурсы, с помощью которых на него можно смотреть, – отметил Александр Бондарев. – Разрезанная ставня, внутри которой в витрине книги из редкого фонда библиотеки, символизирует некую структуру, которая рассыпается и собирается. По сути тот же текст, но визуальный. Ведь мы считаем, что прошлое нужно изображать таким, какое оно есть сейчас. В качестве постоянно повторяющейся фразы мы выбрали: «Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала». Это как базовое знание. Как универсальный самоочевидный сибирский текст в сборке, центрированной Иркутском. Наша фраза – столь же базовая, как и фразы из школьного учебника: «Москва – столица», «Земля круглая».

В «Новом городе» опоры ЛЭП – это книжные полки. Ведь в XX веке Ангара превращается в реку, которая зажигает огни в тайге. Историю пусков ГЭС можно увидеть в аналоговых телевизорах, которые стоят неподалеку, а можно собрать из мягких кубиков, на которых можно при желании отдохнуть. За ними лес из развешанной в виде дождя магнитной пленки. Идти сквозь него интересно и немного страшно.

Зона тайги – это история разрушающегося текста, уходящего в природу, – пояснил Александр Бондарев. – В отличие от текстов «Нового города», которые приглашают «покорить», «окультурить» природу, тексты «Тайги» предлагают человеку примирение с природой, а в детском варианте – дружбу с ней.

Есть набор символов, например букв, есть ситуация и человек внутри нее, есть контекст времени, но в данном случае мы можем предположить, что нет никакого будущего и прошлого, а есть сверкающая секунда «сейчас», которая летит в бесконечности, – считает Василий Корнеев. – И мы все время должны каким-то образом ее ухватить. Но фокус в том, что текст и пространство – это некий способ фиксации, который находится в постоянной трансформации и летит на нас метелью зрительных образов. Мне кажется, что эта экспозиция – выставка различных систем восприятия. Как художник я ставил для себя одной из задач – распаковку чувственного восприятия этих образов.

А что на самом деле получилось у авторов экспозиции, каждый читатель может решить для себя сам. Ведь пространство уже открыто для посещения.