Оперетта требует ума
Считает музыкальный критик Владимир Дудин
Известный музыкальный и оперный критик, обозреватель «Российской газеты» и «Санкт-Петербургских ведомостей», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска» Владимир Дудин посетил Иркутск. По приглашению музыкального театра им. Н.М. Загурского он прилетел посмотреть оперетту «Летучая мышь» в постановке главного режиссера театра Анастасии Гриненко. За два дня пребывания в Иркутске Владимир Дудин успел побывать в Домах-музеях Трубецких и Волконских, а также съездить на Байкал.
– Владимир, как вам спектакль «Летучая мышь»?
– Спектакль меня очень впечатлил. Как у музыкального критика, у меня обычно работают уши и глаза. И могу сказать, что мои органы чувств вчера были очень довольны. Прежде всего, я услышал очень хорошие голоса, увидел отличную актерскую игру. Понравилась и сама постановка. Учитывая, что «Летучая мышь» – самое узнаваемое произведение среди оперетт, при этом она очень известная музыкально, у нее не простая постановочная история. Настолько, что мне будет трудно назвать навскидку хотя бы несколько успешных примеров в российских театрах. Ведь это многослойная история, а чтобы ее поставить так достойно, как в известном советском фильме, нужна определенная виртуозность. Во вчерашнем спектакле режиссеру удалось, во многом благодаря актерским работам, создать интересный, цепляющий, веселящий спектакль.
– На ваш взгляд, есть ли сходство с фильмом?
– Да, и прежде всего в сценарии. Но спектакль, конечно, другой, как и должно быть в театре. В начале мы видим замечательный видеоряд, который отсылает нас в Париж и Вену эпохи модерна. Кроме того, Штраус, на мой взгляд, в этом произведении находился в предвосхищении появления Зигмунда Фрейда, потому что вся эта история психотерапевтическая до практически медицинских показателей. Коллизия супружеской измены и обмана подается здесь с точки зрения трансформации. В итоге герои все осознают, выходят «сухими из воды» и обретают новое счастье.
Но не нужно считать оперетту беззубым жанром, ведь в ней всегда видна эрудиция режиссера. Сегодня везде должна быть острота, тем более шутки во многих опереттах уже потеряли свою актуальность по форме. И как раз в иркутском спектакле режиссер держит в тонусе зрителей. Например, всему залу видно – Розалинда понимает, что ее обманывают, и дальше режиссер прописывает роль, когда она дергает мужа за руку и начинает его строить. То есть оперетта сегодня требует ума от режиссера и от зрителя.
– Сейчас все больше ставят мюзиклы, на ваш взгляд, насколько оперетта может быть интересна?
– Оперетте сегодня сложно бороться с мюзиклом, потому что он практически заполонил пространство музыкальных театров. И директора поняли, что это коммерчески выгодно. В то время как мюзикл впитал в себя все, что нам принес XX век: рок и джаз. Кроме того, мюзикл – это более громкий жанр, ведь его поют с микрофоном. Соответственно оперетты ставят меньше, и зрители от нее отвыкают. Но там совершенно другая музыка, шутки, есть связь с оперой, от которой она произошла. В итоге перестают воспитываться режиссеры, которые могли бы ставить оперетты. Хотя в этом жанре написано много хороших произведений. Например, я – большой поклонник оперетты. Конечно, требуется вкус и чувство современности, чтобы ее поставить. Например, Свердловский театр музыкальной комедии подал хороший пример и поставил «Сильву» очень актуально, в итоге они получили «Золотую маску».
Кстати, оперетту не зря считаю некой сказкой, и не только потому, что она заканчивается хорошо. Там совершенно другая музыка, мюзикл нас накручивает, а оперетта связана с отдыхом, получением эндорфина. Но в связи с тем, что сейчас другой век, этот жанр уходит в другую возрастную категорию – к мамам, бабушкам, а ведь театру важно иметь дело с молодежью. И в этом самый большой вопрос. Думаю, чтобы сохранить оперетту, нужны подвижники.
– С чего начать знакомство с опереттой и оперой?
– Наверное, все должно начинаться в семье. Но если мы имеем дело с подростком или взрослым человеком, тут все сложнее. Думаю, важно начинать со спектаклей хорошего качества.
– А можно начать путь к опере через оперетту?
– Да, от оперетты до оперы более короткий шаг, чем от мюзикла. Например, у вашей артистки Яны Ивановой, которая в одном из составов играла Розалинду, замечательный оперный голос.
– Расскажите, какие критерии отбора актуальны для премии «Золотая маска»?
– Сейчас руководство премии изменилось, наверное, многое будет по-другому. Но раньше, безусловно, выбирались лучшие и очень современные спектакли.
– Вы много ездите по провинциальным театрам, какие тенденции замечаете?
– В провинции, на мой взгляд, в отличие от Москвы, настоящая жизнь без прикрас. Театр давно уже изменился в областных центрах, на мой взгляд, во многом благодаря «Золотой маске». Он стал стремиться к высокому качеству постановки, тогда как столицы почивали на лаврах. Поэтому за последние два года очень заметен рост постановок. Постоянно растет качество исполнительского и режиссерского искусства, и это не может не радовать.