Есть работа – есть жизнь

Пенсионеры из Лугового связали для бойцов СВО более 100 маскировочных сетей

«Приходишь сюда вязать сети и забываешь про свои болячки», – говорят пенсионеры ЖК «Луговое». Несмотря на преклонный возраст, с апреля 2022 года они активно участвуют в акции «СВОих не бросаем» – связали более 100 маскировочных сетей, сделали свыше 100 нашлемников, постоянно отправляют на фронт теплые носки, пледы, безрукавки и многое другое.

 

Новая семья

Жилой комплекс «Луговое» еще довольно молодой – 14 лет отроду. Многие отмечают его главную отличительную особенность – очень теплую, дружную, почти семейную атмосферу. Многие пожилые люди переехали сюда из разных уголков области, чтобы быть поближе к родным. Активные пенсионеры объединились в союз. Возглавила его Татьяна Юрченко, она сейчас еще и депутат думы Марковского МО. С 2017 года им выделили небольшое отдельное помещение в цоколе одного из жилых домов. Здесь и стали собираться бабушки и дедушки – всего около 150 пенсионеров. Как отмечают многие, союз стал для них новой семьей.

При нашем союзе много клубов, например, «Добрые сердца», «Дети войны», «Клуб цветоводов», «Клуб умельцев», есть танцевальная, театральная студии, собираются разные кружки по интересам. А еще у нас великолепнейший хор «Луговые росы», который зовут выступать на разных площадках, – рассказывает руководитель клуба «Добрые сердца» Галина Михайловна Тришина.

«Наш моторчик», отзываются о ней пенсионеры. По их словам, она постоянно что-то придумывает, организует, готовит сценарии к праздникам, начинала проводить гимнастику в группе здоровья «Ромашки луговые». Сейчас Галина Тришина собирает воспоминания детей войны для публикации (книги издает свердловский совет ветеранов и «Гуманитарный центр-библиотека им. семьи Полевых).

Мы даже выезжаем на природу отдохнуть – в Большом Голоустном были, на Теплых озерах, – вступила в разговор Валентина Захаровна Черепанова, 1941 года рождения. – Очень понравилось. Сами вряд ли рискнули бы ехать в такую даль. Три раза в неделю гимнастикой занимаемся. Галина Михайловна прямо заставляет делать упражнения, говорит: «Надо, надо». После занятий и правда становится легче двигаться. Сейчас потеплеет, будем на улице заниматься.

Но Галина Тришина отнекивается, называет главным двигателем союза его председателя Татьяну Юрченко, которая печется о пенсионерах как о своих родных. Она же договаривается об экскурсиях, об участии в различных мероприятиях. Ей принадлежит и инициатива организации помощи СВО.

 

Создать тыл

В цокольный этаж союза пенсионеров ведет крутая лестница. Даже нам, молодым, было некомфортно спускаться, но бабушки улыбаются:

Сейчас хорошо стало – нам депутат думы Иркутского района Алексей Ненашев сделал специальное покрытие, которое не скользит. Уже не страшно спускаться. Он нам постоянно помогает, сделал станок для плетения сетей, стеллажи для книг.

И каждый день здесь кипит жизнь. Если раньше пенсионеры собирались, чтобы общаться, интересно провести время, то сегодня у них есть задачи поважнее – внести посильную лепту в приближение победы.

Ежедневно сюда приходим и работаем, – провела небольшую экскурсию Галина Михайловна. – Посередине стоит станок для плетения сетей. Вот здесь мы складываем готовые маскировочные сети и нашлемники, теплые вещи, которые пенсионеры вяжут дома, за столом работают те, кто не может долго стоять на ногах. Тут же чай пьем, отдыхаем. У нас две смены. Первая плетет сети с 9 утра до часу дня, вторая – с двух до шести. Количество пенсионеров всегда разное – возраст все-таки дает о себе знать. Но в среднем сюда приходит около 20 человек в смену.

Союз пенсионеров ЖК «Луговое» с апреля 2022 года принимает участие в акции «СВОих не бросаем». Почти все пожилые люди (105 человек из 148 членов) помогают бойцам как могут. Кто-то приходит плести маскировочные сети, делать маскхалаты и нашлемники, кто-то по состоянию здоровья дома помогает – вяжет теплые носки, безрукавки и другие нужные на войне вещи. Например, Анне Абрамовне Ванчиковой, малолетней узнице концлагеря, скоро 85 лет. Она не может часто приходить в клуб, но дома связала уже более сотни пар носков. Даже находясь на лечении в госпитале ветеранов, она не отрывалась от работы. Иннокентий Михайлович Ступин (81 год) подготавливает сети для работы. На одну уходит несколько часов.

Особенно нравятся нашим бойцам плетеные коврики, мы их делаем небольшими – 40 на 40 сантиметров, как раз, чтобы можно было сидеть на них. Ребята пишут, что коврики напоминают им дом, – делится Галина Тришина.

Пенсионеры сплели порядка 100 маскировочных сетей «Шаман» общей площадью более 1700 кв. м, изготовили 115 нашлемников, 737 пар стелек, 15 поясов. А связанных ковриков, теплых носков безрукавок так много, что их уже никто и не считает.

Шьем также мешки для масксетей, термобелье, медицинские салфетки, пеленки, пледы для раненых солдат, собираем продукты длительного хранения, постельное белье, теплые вещи, – перечисляет Галина Тришина. – У кого нет сил помогать руками, перечисляют деньги. Все понимают, как трудно сейчас нашим бойцам на фронте, как им важна помощь каждого. Среди вязальщиц есть и дети войны. Некоторые из них потеряли в годы Великой Отечественной войны на фронте своих отцов. Они на себе испытали всю тяжесть жизни в военные и послевоенные годы. Поэтому они не могут остаться в стороне, несмотря на солидный возраст и болезни.

 

Привыкли работать

Галине Ивановне Афанасьевой в мае исполнится 87 лет – самая возрастная в союзе пенсионеров и самая трудолюбивая. Редко когда она пропустит день – каждое утро приходит в клуб, как на работу, а дома еще вяжет носки для солдат.

Войну особо не помню, потому что маленькая была, – рассказывает Галина Ивановна. – Мы жили в Слюдянке, отец работал на судоверфи, потом ушел на войну, мать умерла, меня с братом в детский дом забрали. Биография моя не очень насыщенная. Окончила техникум и всю жизнь проработала медсестрой. Сначала в Черемхово, потом в Якутии, потом снова в Черемхово. В 1961 году перебралась в Иркутск, где до 1992 года работала на заводе Куйбышева.

– Не устаете здесь?

А мы же недолго работаем – всего четыре часа. Привыкли уже. С разговорами вообще не замечаем время.

Одну небольшую маскировочную сеть размером 3 на 9 метров пенсионеры могут связать за один день в две смены. Кто стоя, кто сидя, меняясь местами – работа не останавливается ни на секунду. Даже интервью пожилые дамы давали, не отвлекаясь от сетей.

Отец ушел добровольцем на фронт в 1942 году, погиб при защите Керчи, мы с мамой вдвоем остались, – вспоминает Ольга Владимировна Демкина, ей в этом году 84 года. – Где только мы ни кочевали, чтобы не пропасть. Мама постоянно работала на разных военных заводах. В Новосибирске встретили Победу. Я еще совсем маленькая была, но прекрасно помню ликование всего народа. После войны трудно было. Как-то потеряла карточки – все унесло ветром. Даже не знаю, как мама выкручивалась. Жили впроголодь. Переехали в Култук на строительство железной дороги. Но мама по специальности металлист, стропальщик, токарь, фрезеровщик. В общем, не смогла она строить дорогу, расторгла договор, и ей пришлось долгое время выплачивать огромную сумму неустойки. Остались мы жить в Култуке не в квартире даже, а на бывшей конюшне. Мама устроилась работать в локомотивное депо, вся зарплата уходила на неустойку. Каждый день она уходила рано на работу и возвращалась затемно. Я ее почти не видела. Школу забросила, пойду на Байкал, «шириков» (бычки- желтокрылки – Авт.) наловлю, сварю их. Без слез вспоминать не могу то время. Всегда хотелось есть.

Ольга Владимировна, конечно, потом восстановилась в школе, окончила ее, поступила в институт и выучилась на преподавателя. По распределению попала в поселок Калтук Братского района, а потом переехала в Усть-Илимск, где и проработала учителем русского языка и литературы до пенсии.

 

Пока есть силы

Дочь у меня тоже преподавателем работает в Иркутске, позвала меня сюда, – продолжила Ольга Демкина. – Она сама живет на Маршала Конева и из ее окна видно все Луговое. Три года уже здесь. Очень хороший жилой комплекс, прекрасные и отзывчивые люди. Будто в рай попала. Не пожелаю никому того, что мы пережили в войну и особенно после. Пока есть силы, буду помогать нашим солдатам, которым нелегко приходится вдали от родины.

У ее ровесницы Нэли Васильевны Жаровских поводов для помощи нашим бойцам еще больше – ее сын с семьей давно уехал в Донецк, где и проживает по сей день. Там же пятеро правнуков.

Звонит мне на днях внучка Аня, рассказывает, что пошла в аптеку, оставила одних ребятишек, и вдруг страшный шум – она сама под дерево спряталась, а дети ей звонят, говорят, что в туалете укрылись, – говорит Нэля Васильевна. – Так-то их район редко обстреливают, но бывает. Страшно за них! Внучка моя молодец. И университет окончила и пятерых родила – показала папе с мамой, что семья должна быть большой. Аня пыталась уехать с детьми в Россию, но денег хватило только до Ростова. Сначала не было билетов дальше ехать, а потом и денег почти не осталось – вернулись обратно. Каждый день жду от них звонка, очень переживаю.

– Откуда силы черпаете? – спрашиваю тружениц.

То, чем мы занимаемся, придает нам силу, – ответила за всех Валентина Захаровна Черепанова. – Мы настолько все сдружились, многое узнали друг о друге. И сегодня мы просто живем этим. Стоит остаться дома – сразу вспоминаем о своих болячках, раскисаем.

Галина Тришина заметила, что пожилые люди, выросшие во время войны и в послевоенные годы, гораздо выносливее и сильнее остальных пенсионеров. Если им скажут «надо», они пойдут и сделают, несмотря ни на что.

Союз пенсионеров ЖК «Луговое» активно сотрудничает с филиалом волонтерского движения Золотые руки Ангела «Феникс на Синюшке». Большую поддержку оказывает администрация Марковского МО и местные депутаты. В феврале этого года 13 детей войны получили медали «За оказание помощи участникам СВО». Пенсионеров часто приглашают на концерты в местную школу, Дом культуры Маркова, однако им очень хотелось бы побывать на праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, которые проходят в театрах города, филармонии. Но ни разу они не получали приглашения.

Все наши мероприятия проходят в полуподвальном помещении, потому что других в Луговом просто нет, – обратила внимание Галина Тришина. – Почти все помещение занимает станок для плетения. Тут же мы складируем то, что сплетем, собранные вещи для СВО, занимаемся физкультурой, проводим праздники. Пенсионеры не жалуются, конечно. Но очень тесно. Хотелось бы еще одно помещение, или другое, но побольше. Депутаты пытаются нам помочь, мы надеемся и очень ждем. Детей войны с каждым годом все меньше и меньше остается. Очень хочется, чтобы им уделяли больше внимания и не только перед 9 Мая. Для них это очень важно.