Две стороны рампы
В Музее декабристов открыта выставка, посвященная домашнему театру
Старинные афиши, карикатуры, исторические фотографии и костюмы можно увидеть на выставке «По обе стороны рампы» в Доме-музее Волконских Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов. Она посвящена истории семейного домашнего театра Волконских и рассказывает о связи декабристов с этим видом искусства в России.
«Горе от ума» и другие атрибуты театральной жизни
– Идея выставки зародилась, когда директор нашего музея Елена Добрынина, изучая огромное количество эпистолярного материала, выяснила, что ровно 180 лет назад был проведен первый спектакль домашнего театра Волконских, – рассказала главный хранитель музея Любовь Подшивалова. – И мы начали развивать эту тему, ведь театральная традиция до сих пор жива в этих стенах, у нас и сейчас в музее есть домашний театр. Поэтому на нашей выставке мы решили отразить все точки соприкосновения семей декабристов и мира театра.
В экспозиции представлено более 100 экспонатов из фондов Музея декабристов, а также из коллекций Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-Амурского, научной библиотеки ИГУ им. В.Г. Распутина. Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского представил сценические костюмы.
– В витрине в центре зала можно увидеть списки комедии «Горе от ума», сделанные до 1850 года каллиграфическим почерком, они хранятся в научной библиотеке ИГУ в фонде редких книг, – рассказала заместитель директора музея Надежда Мусабирова. – Нужно отметить, что это один из самых популярных спектаклей середины XIX века. И, конечно, доподлинно известно, что Волконские ходили на него в Иркутске. Мы располагаем копией приходо-расходной книги Марии Николаевны, где зафиксированы в том числе ежемесячные траты на поход в театр. Вообще дворянские семьи бронировали ложу на весь сезон и посещали спектакли. Они зачастую ездили на конкретного артиста, были с ними дружны, и он даже сам мог завозить своим знатным поклонникам билеты.
Волконский и Щепкин
Жемчужиной коллекции Музея декабристов можно назвать подлинный портрет великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина, представленный в центральной витрине выставки. Он поступил в фонды в 2000 году благодаря стараниям первого директора музея Евгения Ячменева, получившего его от потомков семьи автора портрета – Екатерины Ивановны Раевской – дальней родственницы Сергея Григорьевича Волконского.
– Вообще Щепкина и Волконского связывает интересная история, – пояснила Любовь Подшивалова. – Дело в том, что Михаил Семенович был крепостным, а Сергей Григорьевич с его старшим братом Николаем организовали кампанию, чтобы выкупить актера у графини Волькенштейн. Есть воспоминания о том, как князь надел свой генеральский мундир с орденами и пошел собирать деньги у купцов. Из требующихся 20 тыс. ассигнациями он собрал 18 тыс. рублей. В итоге Щепкина выкупили. Они сохраняли дружеские отношения долгие годы, Щепкин даже отправлял Сергею Григорьевичу письма в Сибирь с благодарностью. В 1856 году после амнистии семья Волконских вернулась в Москву. Какое-то время они жили в доме своих родственников Раевских. Туда приезжал Щепкин и в тесном семейном кругу читал им литературные произведения. Именно тогда и был написан этот потрет. Кроме портрета Щепкина мы получили в дар еще несколько акварельных работ Екатерины Раевской. Есть также мнение, что подпись под портретом артиста сделана его собственной рукой.
Внук Волконского – директор Императорских театров
– Санкт-Петербургский музей театрального искусства предоставил нам очень ценные материалы, связанные с внуком Сергея Григорьевича Волконского – Сергеем Михайловичем Волконским, который работал с 1899 по 1901 год в должности директора Императорских театров, – рассказала Надежда Мусабирова. – Это серия карикатур на него, созданная как раз в период его директорства. Дело в том, что Сергей Михайлович очень любил заниматься ритмической гимнастикой по методу Жака Далькроза, и его коллеги высмеивали его за это. Он проникся этой идеей во время путешествий по Европе, и когда вернулся в Россию, стал вести курсы, читал лекции и писал книги о пользе этого вида физической активности.
На выставке представлены и другие книги Сергея Михайловича, посвященные театру: «Выразительное слово», «Человек на сцене», ведь он был всесторонне одаренным человеком. Есть также его подлинное письмо, написанное на бланке дирекции Императорских театров, где он просит аудиенции у одного из великих князей. На выставке по QR-коду можно послушать фрагмент воспоминаний Сергея Михайловича, где он рассказывает о театральном искусстве, людях и эпохе того времени.
– Еще нам предоставили программку спектакля «Царь Федор Иоаннович», который ставился в 1890 году в Санкт-Петербурге, – пояснила Надежда Мусабирова. – На большой сцене он был запрещен, поэтому его играли в домашнем театре Волконских. Сергей Михайлович выступал там в роли царя. На выставке можно увидеть его подлинные фотографии в этом образе, а также портрет его сестры Марии Михайловны в карнавальном костюме, в котором она участвовала дворцовых мероприятиях.
Опера и мюзикл «Декабристы»
На выставке также представлены сценические костюмы из спектакля «Декабристы», который идет на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского. Это костюм для роли Кондратия Федоровича Рылеева и шляпа, которую носит актриса, играющая вдовствующую императрицу Марию Федоровну.
– Московский музей им. Бахрушина предоставил нам материалы об опере «Декабристы», которая была написана еще в 1920-е годы композитором Юрием Шапориным по мотивам пьесы Алексея Толстого «Полина Гебль» на либретто Всеволода Рождественского, – рассказала Любовь Подшивалова. – Ее планировали поставить к 100-летию восстания декабристов, но этого не случилось, поскольку возникли определенные идеологические трения. На нашей выставке представлено фото артиста в образе Сергея Волконского. Это 1920-е годы, и это – первые пробы. Кстати, в финальную версию оперы персонаж князя не вошел. А реальная премьера оперы в Большом театре состоялась намного позже, в 1953 году. Режиссером ее был наш земляк – Николай Павлович Охлопков.
На выставке можно увидеть афишу оперы и несколько программок и эскизов более позднего периода.
Театральная мода
В экспозиции также широко представлены подлинные костюмы XIX века. Это светские мужские и женские наряды, обувь и аксессуары – веера, перчатки, театральные бинокли, сумочки, с которыми было принято ходить в театр. Среди них такие интересные предметы одежды, как оперное пальто, летнее пальто-труакар и сценический фрак.
– Первым артистом, который вышел на сцену в костюме, соответствующем времени, о котором повествует спектакль, был французский артист Франсуа Тальма, – отметила Надежда Мусабирова. – Это было еще в конце XVIII века, а костюмом была римская тога. До этого артисты всегда играли в современной одежде. Сначала над ним посмеялись, а потом поняли, что это правильно. Тальма был законодателем мод, и прически, которые он делал для своих сценических ролей, тут же становились популярными. Кстати, благодаря ему в моду вошли короткие накидки – тальмы, которые были названы в честь него.
Во второй половине XIX века зрители очень внимательно следили за тем, как одеваются артисты. Особенно если постановки касались современности. Если артист выходил в чем-то неподобающем, то его могли осмеять. При этом костюмерных цехов тогда не было, а ведущие артисты сами шили себе костюмы и закупали реквизит. Влияние театра на моду сохранялось до конца XIX века. И если появлялась какая-то популярная актриса, то ее портреты тут же тиражировались в виде гравюр, и дамы того времени могли подражать ее костюмам. Был и специальный театральный дресс-код.
– Это были глубокие декольте для дам нижнего яруса и поменьше – для женщин, располагавшихся на более высоких ярусах, – рассказала Любовь Подшивалова. – Ведь чем глубже декольте, тем больше можно было надеть драгоценностей. Есть известная история, относящаяся к концу XIX века, рассказанная княжной Мещерской. Однажды ее мать, отправившись в театр, надела очень красивые украшения с большим фамильным бриллиантом. Но в антракте в ложе появилась фрейлина императрицы, которая попросила снять настолько роскошное украшение, поскольку сама императрица была в более скромном гарнитуре. Княгиня выполнила просьбу, но в итоге ей пришлось покинуть спектакль, поскольку совсем остаться без украшений она тоже не могла.
В экспозиции также можно увидеть один из сценических костюмов, который используется в постановках современного «Домашнего театра Волконских». Выставка будет работать до конца июня.