30.04.2024 11:49
Рубрики
Культура
Фото
Алексея ГОЛОВЩИКОВА
Фото:
Алексея ГОЛОВЩИКОВА
30.04.2024 11:49

Две стороны рампы

В Музее декабристов открыта выставка, посвященная домашнему театру

Старинные афиши, карикатуры, исторические фотографии и костюмы можно увидеть на выставке «По обе стороны рампы» в Доме-музее Волконских Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов. Она посвящена истории семейного домашнего театра Волконских и рассказывает о связи декабристов с этим видом искусства в России.

 

«Горе от ума» и другие атрибуты театральной жизни

Идея выставки зародилась, когда директор нашего музея Елена Добрынина, изучая огромное количество эпистолярного материала, выяснила, что ровно 180 лет назад был проведен первый спектакль домашнего театра Волконских, – рассказала главный хранитель музея Любовь Подшивалова. – И мы начали развивать эту тему, ведь театральная традиция до сих пор жива в этих стенах, у нас и сейчас в музее есть домашний театр. Поэтому на нашей выставке мы решили отразить все точки соприкосновения семей декабристов и мира театра.

В экспозиции представлено более 100 экспонатов из фондов Музея декабристов, а также из коллекций Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-Амурского, научной библиотеки ИГУ им. В.Г. Распутина. Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского представил сценические костюмы.

В витрине в центре зала можно увидеть списки комедии «Горе от ума», сделанные до 1850 года каллиграфическим почерком, они хранятся в научной библиотеке ИГУ в фонде редких книг, – рассказала заместитель директора музея Надежда Мусабирова. – Нужно отметить, что это один из самых популярных спектаклей середины XIX века. И, конечно, доподлинно известно, что Волконские ходили на него в Иркутске. Мы располагаем копией приходо-расходной книги Марии Николаевны, где зафиксированы в том числе ежемесячные траты на поход в театр. Вообще дворянские семьи бронировали ложу на весь сезон и посещали спектакли. Они зачастую ездили на конкретного артиста, были с ними дружны, и он даже сам мог завозить своим знатным поклонникам билеты.

 

Волконский и Щепкин

Жемчужиной коллекции Музея декабристов можно назвать подлинный портрет великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина, представленный в центральной витрине выставки. Он поступил в фонды в 2000 году благодаря стараниям первого директора музея Евгения Ячменева, получившего его от потомков семьи автора портрета – Екатерины Ивановны Раевской – дальней родственницы Сергея Григорьевича Волконского.

Вообще Щепкина и Волконского связывает интересная история, – пояснила Любовь Подшивалова. – Дело в том, что Михаил Семенович был крепостным, а Сергей Григорьевич с его старшим братом Николаем организовали кампанию, чтобы выкупить актера у графини Волькенштейн. Есть воспоминания о том, как князь надел свой генеральский мундир с орденами и пошел собирать деньги у купцов. Из требующихся 20 тыс. ассигнациями он собрал 18 тыс. рублей. В итоге Щепкина выкупили. Они сохраняли дружеские отношения долгие годы, Щепкин даже отправлял Сергею Григорьевичу письма в Сибирь с благодарностью. В 1856 году после амнистии семья Волконских вернулась в Москву. Какое-то время они жили в доме своих родственников Раевских. Туда приезжал Щепкин и в тесном семейном кругу читал им литературные произведения. Именно тогда и был написан этот потрет. Кроме портрета Щепкина мы получили в дар еще несколько акварельных работ Екатерины Раевской. Есть также мнение, что подпись под портретом артиста сделана его собственной рукой.

 

Внук Волконского – директор Императорских театров

Санкт-Петербургский музей театрального искусства предоставил нам очень ценные материалы, связанные с внуком Сергея Григорьевича Волконского – Сергеем Михайловичем Волконским, который работал с 1899 по 1901 год в должности директора Императорских театров, – рассказала Надежда Мусабирова. – Это серия карикатур на него, созданная как раз в период его директорства. Дело в том, что Сергей Михайлович очень любил заниматься ритмической гимнастикой по методу Жака Далькроза, и его коллеги высмеивали его за это. Он проникся этой идеей во время путешествий по Европе, и когда вернулся в Россию, стал вести курсы, читал лекции и писал книги о пользе этого вида физической активности.

На выставке представлены и другие книги Сергея Михайловича, посвященные театру: «Выразительное слово», «Человек на сцене», ведь он был всесторонне одаренным человеком. Есть также его подлинное письмо, написанное на бланке дирекции Императорских театров, где он просит аудиенции у одного из великих князей. На выставке по QR-коду можно послушать фрагмент воспоминаний Сергея Михайловича, где он рассказывает о театральном искусстве, людях и эпохе того времени.

Еще нам предоставили программку спектакля «Царь Федор Иоаннович», который ставился в 1890 году в Санкт-Петербурге, – пояснила Надежда Мусабирова. – На большой сцене он был запрещен, поэтому его играли в домашнем театре Волконских. Сергей Михайлович выступал там в роли царя. На выставке можно увидеть его подлинные фотографии в этом образе, а также портрет его сестры Марии Михайловны в карнавальном костюме, в котором она участвовала дворцовых мероприятиях.

 

Опера и мюзикл «Декабристы»

На выставке также представлены сценические костюмы из спектакля «Декабристы», который идет на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского. Это костюм для роли Кондратия Федоровича Рылеева и шляпа, которую носит актриса, играющая вдовствующую императрицу Марию Федоровну.

Московский музей им. Бахрушина предоставил нам материалы об опере «Декабристы», которая была написана еще в 1920-е годы композитором Юрием Шапориным по мотивам пьесы Алексея Толстого «Полина Гебль» на либретто Всеволода Рождественского, – рассказала Любовь Подшивалова. – Ее планировали поставить к 100-летию восстания декабристов, но этого не случилось, поскольку возникли определенные идеологические трения. На нашей выставке представлено фото артиста в образе Сергея Волконского. Это 1920-е годы, и это – первые пробы. Кстати, в финальную версию оперы персонаж князя не вошел. А реальная премьера оперы в Большом театре состоялась намного позже, в 1953 году. Режиссером ее был наш земляк – Николай Павлович Охлопков.

На выставке можно увидеть афишу оперы и несколько программок и эскизов более позднего периода.

 

Театральная мода

В экспозиции также широко представлены подлинные костюмы XIX века. Это светские мужские и женские наряды, обувь и аксессуары – веера, перчатки, театральные бинокли, сумочки, с которыми было принято ходить в театр. Среди них такие интересные предметы одежды, как оперное пальто, летнее пальто-труакар и сценический фрак.

Первым артистом, который вышел на сцену в костюме, соответствующем времени, о котором повествует спектакль, был французский артист Франсуа Тальма, – отметила Надежда Мусабирова. – Это было еще в конце XVIII века, а костюмом была римская тога. До этого артисты всегда играли в современной одежде. Сначала над ним посмеялись, а потом поняли, что это правильно. Тальма был законодателем мод, и прически, которые он делал для своих сценических ролей, тут же становились популярными. Кстати, благодаря ему в моду вошли короткие накидки – тальмы, которые были названы в честь него.

Во второй половине XIX века зрители очень внимательно следили за тем, как одеваются артисты. Особенно если постановки касались современности. Если артист выходил в чем-то неподобающем, то его могли осмеять. При этом костюмерных цехов тогда не было, а ведущие артисты сами шили себе костюмы и закупали реквизит. Влияние театра на моду сохранялось до конца XIX века. И если появлялась какая-то популярная актриса, то ее портреты тут же тиражировались в виде гравюр, и дамы того времени могли подражать ее костюмам. Был и специальный театральный дресс-код.

Это были глубокие декольте для дам нижнего яруса и поменьше – для женщин, располагавшихся на более высоких ярусах, – рассказала Любовь Подшивалова. – Ведь чем глубже декольте, тем больше можно было надеть драгоценностей. Есть известная история, относящаяся к концу XIX века, рассказанная княжной Мещерской. Однажды ее мать, отправившись в театр, надела очень красивые украшения с большим фамильным бриллиантом. Но в антракте в ложе появилась фрейлина императрицы, которая попросила снять настолько роскошное украшение, поскольку сама императрица была в более скромном гарнитуре. Княгиня выполнила просьбу, но в итоге ей пришлось покинуть спектакль, поскольку совсем остаться без украшений она тоже не могла.

В экспозиции также можно увидеть один из сценических костюмов, который используется в постановках современного «Домашнего театра Волконских». Выставка будет работать до конца июня.