Любимица публики – мама Лена
«Таких комических старух сейчас в России нет, и неизвестно, когда будут», – считает народный артист России Владимир Яковлев, вспоминая блистательную актрису Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского Елену Волошину. В этом году ей исполнилось бы 100 лет. 7 мая на Вечере памяти на Малой сцене музтеатра собрались самые преданные зрители Елены Константиновны, ее ученики, друзья и партнеры по сцене.
Театральная школа в Воркуте
Елена Константиновна Волошина прожила долгую и насыщенную жизнь, в которой были взлеты и падения, горести и радости. Заведующий театральным музеем Иркутского музтеатра им. Н.М. Загурского Арнольд Беркович может часами о ней рассказывать:
– В юном возрасте в годы войны она жила в Ростове-на-Дону, который захватили фашисты. Она умела танцевать и петь, поэтому пошла работать в различные кабаки, которые открылись на оккупированной территории. Репертуар был не советский. И это ей аукнулось потом чрезвычайно сложным периодом в жизни. В 1944 году Елену Волошину арестовали и отправили в Воркутлаг, куда также попали замечательные представители творческой интеллигенции, в том числе артисты. Режиссер Московского театра Борис Мордвинов вместе с другими заключенными создал театр, которому десять лет своей жизни отдала Елена Волошина. Ее первой ролью стала Сильва.
Сама Елена Константиновна по понятным причинам не любила рассказывать про то время. После Воркутлага год проработала в Барнаульском драматическом театре. Но ее манил яркий праздничный жанр – оперетта. Встреча с режиссером Иркутского музыкального театра Александром Орловым привела ее в 1956 году на берег Ангары, где Елена Волошина и осталась на целых 58 лет. За это время она сыграла свыше 300 ролей. Ее партнерами были известные Николай Загурский и Николай Каширский. Но больше всех с ней на сцену выходил народный артист России Николай Хохолков.
– Когда я встретился с этой очаровательной женщиной и актрисой, понял, что родился не зря, – делился он воспоминаниями на Вечере памяти. – Елена Волошина – настоящий мастер, гениальнейшая актриса и настоящий друг. С ней можно было делиться самым сокровенным. Не только театру, Иркутску повезло, что здесь жила и трудилась невероятная актриса, которой чужда была всякая звездность – она всю театральную жизнь была труженицей, настоящим пахарем сцены. В первый раз я увидел Елену Волошину в спектакле, в котором она играла старуху – эдакую любительницу выпить. Это было безумно смешно. Я потом прошел за кулисы и спрашиваю режиссера, где та смешная старушка. А мне показывают красивую молодую женщину. Не поверил сначала.
Океан эмоций
Николай Хохолков рассказывает, что работать с Еленой Константиновной было легко, потому что она великолепно чувствовала партнера, но в то же время сложно – актриса была очень требовательна к себе и другим.
– Она очень разная, как любой человек, – говорит Николай Хохолков. – Но главная ее черта – чувство юмора. Мы много шутили, особенно на гастролях или в дни, когда сильно уставали. Юмор был добрый, искренний. Помню, в один из приездов во Владивосток в нашей гостинице отключили горячую воду на целый месяц. Я купил пакетик стирального порошка и бегу в гостиницу. Навстречу идет Лена. Я ей говорю, вот, английский порошок купил. Можно посыпать его на одежду и стирать не нужно – стряхнул и чистая. Она поверила, спрашивает, где такой можно купить. Я ей свой отдал. Потом разыграл, что у меня есть в номере горячая вода. Елена Волошина тогда всполошила всех – директора театра, главного режиссера. Пришла ко мне в номер, спрашивает, покажи, где у тебя горячая вода. А я ей ведро с водой, которую нагрел кипятильником. Говорю, вот только что бежала, налил себе. Долго смеялись, когда я ей кипятильник показал. Отдал его Лене, на что она воскликнула: «Коляшечка, я спасена».
Как рассказывают друзья и коллеги Елены Волошиной, она была уверена, что смех продлевает жизнь, поэтому сама всегда радовалась жизни и смешила других. Каждый спектакль, в котором участвовала Елена Константиновна, был праздником и для зрителей, и для самой труппы. Заслуженная артистка России Елена Бондаренко отмечает, что все актеры прилипали к кулисам, когда на сцену выходила Елена Волошина:
– Это был целый океан эмоций – то бурная и неспокойная, то тихая, но всегда невероятно глубокая. Она учила меня, как ходить, говорить, играть, взаимодействовать с партнерами. Был один случай, который я запомнила на всю жизнь. Я репетировала с одним партнером, а нужно было выходить на сцену с другим. Вслух воскликнула: «Как я выйду? Я же не репетировала с ним!». Елена Волошина упрекнула меня, сказав, что нужно уважать каждого и уметь играть с любым партнером. А какое огромное счастье находиться на сцене вместе с Волошиной! Мы ее между собой называли мамой Леной, потому что она была не только нашим учителем, наставником, педагогом, она была нашей мамой. Всегда могла дать хороший совет, поддержать.
Каждый ее спектакль – мастер-класс
Елену Волошину очень любила молодежь. Она долгие годы работала еще и ассистентом режиссера – вводила в роли актеров. Один из последних ее учеников Александр Айдаров с улыбкой вспоминает, как Елена Константиновна долго учила его аристократическому поведению на сцене, когда ему нужно было сыграть роль графа в спектакле «Марица». Например, правильно садиться во фраке. Актер настолько проникся этим, что в следующей своей роли волка в детской сказке вел себя чрезмерно утонченно, благородно откидывая полы воображаемого фрака, когда садился на пенек.
– Мы впитывали в себя все, что делали мэтры, по каким законам театра они жили, – говорит другая ученица Елены Волошиной актриса музтеатра Людмила Борисова. – Например, Елена Константиновна за кулисами никогда не садилась на стул – ходила статно, ожидая свой выход. Наши репетиции, которые она проводила, всегда сопровождались интересными рассказами о жизни театра, об актерах. Это тоже было школой для нас.
На Вечере памяти тихо, вполголоса делился со зрителями своей историей взаимоотношений с уникальной актрисой Владимир Яковлев. Он никогда не был ее учеником – в роли она его не вводила. По его словам, почти 30 лет они проработали как бы параллельно.
– Издали восхищался ее талантом. Каждый ее спектакль – это мастер-класс. Но в один момент она подошла ко мне и предложила сыграть «Бабий бунт». С этого дня мы стали с ней партнерами – более 10 лет. Когда я выходил с ней на сцену, то по неопытности и глупости думал, что это мне хлопают. Потом только, выйдя в этом же спектакле с другой партнершей, понял, как глубоко ошибался. Гениальность актера в том, что когда он выходит на сцену, все не могут оторвать от него глаз. Он может даже ничего не делать. Такой была Елена Волошина. Как актер, работающий на разных сценических площадках, с уверенностью скажу, что таких комических старух сейчас в России нет, и неизвестно, когда будут.