Сибирский «Титаник»
Краеведы восстанавливают эпизоды трагического крушения ленского парохода «Революционный»
Патриотизм – это не громкие лозунги с трибун, а тихое делание своего дела. Иркутский историк Роман Сергеев много лет занимается восстановлением забытых и утерянных страниц истории своей малой родины. Он стремится не просто отыскать в пыльных архивах забытые имена и даты, но и воплотить память в камне.
Историческая справедливость
Роман Сергеев – выходец из села Белоусово Качугского района. По его мнению, Россия начинается с малой родины. Темой одного из его исторических исследований стал подвиг моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» времен Русско-японской войны 1904 года. Этому событию в 2024 году исполнилось 120 лет. На канонерской лодке «Кореец» служили уроженцы Иркутской губернии, выходцы с верхней Лены. Двое Белоусовых – марсовой Алексей Прокопьевич и матрос 1-й статьи Василий Степанович – уроженцы села Белоусово. Оба были награждены Георгиевскими крестами и медалями. К юбилею легендарной битвы и ко Дню Военно-Морского флота на школе в селе Белоусово появилась мемориальная доска в честь героев-моряков, выполнена копия лодки «Кореец» в парадном исполнении.
Работа в архивах велась с 2013 года. Роман Сергеев списывался с Русским географическим обществом, архивами и музеями России. Неоценимую помощь оказала кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории пединститута ИГУ Лариса Салахова, которая помогла организовать фотовыставку уникальных документов.
– Без помощи жителей Белоусовского муниципалитета, педагогов школы мы бы не обошлись, – вспоминает Роман. – Серьезно поддержал нас благотворительный Иркутский фонд «Звезда» в лице директора Юрия Кононова. С историческими документами помог историк из Саратова Николай Пахомов, прочитавший в газете «Областная» статью о наших героических земляках. Он свел нас с московским исследователем истории русского флота Виктором Катаевым, предоставившим уникальные фото, которые и разместили на мемориальной доске.
Внук марсового с «Корейца» Алексея Прокопьевича Белоусова Владимир Толмачев также сохранил уникальные семейные фотографии.
– Для меня важно, что восстановилась историческая справедливость, ведь подвиг наших русских матросов в советское время был позабыт. Я горжусь своим дедом-героем, – подчеркнул Владимир Михайлович.
Трагедия парохода «Революционный»
Сегодня Роман Сергеев работает над новым проектом – возвращает из небытия трагическую историю ленского парохода «Революционный», который называет сибирским «Титаником».
Эти события произошли в августе 1933 года. Специалисты обнаружили на Колыме богатое месторождение золота, так необходимое молодому советскому государству. Но из-за плохого транспортного сообщения снабжение приисков продовольствием и техникой было затруднено. Надежда оставалась на морской путь.
– Начавшееся строительство специальных буксирных речных судов к сроку окончания короткой северной навигации не успевало. На Колыму были направлены пароходы «Революционный», «Колхозник», «Леонгард», – рассказывает Роман Сергеев. – Это был непригодный для сложных арктических походов транспорт.
В середине лета 1933 года речные суда и баржи отправились в Лено-Колымскую навигацию. Караван из устья реки Лены дошел до порта Тикси.
В августе на море усилился ветер и разыгрался 6-балльный шторм. Суда с трудом пробивались через непогоду.
Во время пути капитаны пароходов заметили огромных размеров льдину «стамуху» и приняли решение укрыться за ней от шквального ветра.
– Вскоре льдина начала крошиться, буксирно-пассажирское судно «Революционный» получило опасное повреждение. Вода начала его заливать, – продолжает Роман Сергеев. – Остальные суда из-за шторма не могли оперативно подойти на помощь к «Революционному», чтобы взять его на буксир. Пароход с пассажирами, среди которыхбыли дети и женщины, стал тонуть.
Команда «Революционного» мужественно и без паники начала эвакуацию людей. На борт спасательного судна, пробившегося к тонущему пароходу, были подняты 48 человек, из них 21 женщина и 14 детей. Двоих грудных малышей переправили с помощью троса в деревянных чемоданах. Экипаж «Революционного» упорно боролся за плавучесть парохода, однако тот стремительно погружался в ледяную воду, 23 члена команды погибли. Среди них был и 28-летний капитан Василий Таленков, сумевший оперативно организовать спасение пассажиров. Среди спасшихся была и его молодая беременная жена Александра.
– И ста лет не прошло, а эту историю все забыли. Тем более, что в 90-е годы архив Качугской судоверфи сгорел. Подвиг экипажа «Революционного» как пример мужества людей в экстремальной ситуации достоин того, чтобы потомки о нем помнили. Люди знали, что погибнут, но проявили свои лучшие качества, – говорит Роман Сергеев. – Я хочу восстановить эту забытую страницу истории Ленского пароходства. А со временем есть мечта установить мемориальную доску, посвященную этому событию.
Знать все страницы истории
Еще один замысел историка и его соратников – установить в Белоусово стелу, посвященную морякам, уроженцам Верхоленского уезда, участвовавшим во всех войнах XX века. Идет большая архивная работа. А это значит, что из небытия вернутся новые имена и судьбы.
Роман и его коллеги продолжают и проект по истории местного Куленгского тракта, который в этом году отмечает своеобразный юбилей – 145 лет со дня реконструкции. Тракт играл большую роль в экономической жизни региона, по нему следовали все экспедиции, направлявшиеся на север.
Историком пединститута ИГУ Ларисой Салаховой и ее коллегами найдены уникальные документы.
– Качугский Верхоленск старше Иркутска, но о нем знают и пишут нечасто. Поднимаем архивные документы, картина открывается потрясающая. Именно с Лены много ребят шло служить на флот, поскольку они имели хорошее 7-классное образование. В документах Верхоленского училища, например, сказано, что у ребят была такая дисциплина, как военная гимнастика, укрепляющая тело и дух, – поделилась Лариса Марсовна. – Когда читаешь про описание магазинов, складов, торговли, понимаешь – в этой глубинке был невероятный размах, тут кипела жизнь. Одна Никольская ярмарка в Качуге чего стоит! Мы хотим описать историю этого края, показать жизнь людей, которые обживали это пространство.
В музее школы села Белоусово команда Романа Сергеева составляет экспозицию по истории речного флота на Лене. Энтузиасты связались с моделистами из Санкт-Петербурга, чтобы выполнить копии пароходов, которые ходили по Лене. Среди них – «Тихон Задонский», «Революционный» и пароход «Верхоленец», собранный на верфи в Верхоленске в 1902 году. Между прочим, кочегаром на нем работал матрос с канонерской лодки «Кореец» Василий Степанович Белоусов. Как отметила директор школьного музея Ольга Гладышева, патриотизм воспитывается с детства.
– Роман, почему для вас важно вернуть ушедшие имена и события?
– Мы должны помнить наших героев и передавать память о них из поколения в поколение, воспитывая патриотизм на конкретных примерах. Мы мало знаем о событиях начала XX века, так уж сложилось. Нужно знать все страницы истории. Не зная этого, мы не построим свое будущее.