15.05.2024 11:38
Рубрики
Общество
Фото
Александра ДАНИЛОВА и из архива Романа Сергеева
Фото:
Александра ДАНИЛОВА и из архива Романа Сергеева
15.05.2024 11:38

Сибирский «Титаник»

Краеведы восстанавливают эпизоды трагического крушения ленского парохода «Революционный»

Патриотизм – это не громкие лозунги с трибун, а тихое делание своего дела. Иркутский историк Роман Сергеев много лет занимается восстановлением забытых и утерянных страниц истории своей малой родины. Он стремится не просто отыскать в пыльных архивах забытые имена и даты, но и воплотить память в камне.

 

Историческая справедливость

Роман Сергеев – выходец из села Белоусово Качугского района. По его мнению, Россия начинается с малой родины. Темой одного из его исторических исследований стал подвиг моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» времен Русско-японской войны 1904 года. Этому событию в 2024 году исполнилось 120 лет. На канонерской лодке «Кореец» служили уроженцы Иркутской губернии, выходцы с верхней Лены. Двое Белоусовых – марсовой Алексей Прокопьевич и матрос 1-й статьи Василий Степанович – уроженцы села Белоусово. Оба были награждены Георгиевскими крестами и медалями. К юбилею легендарной битвы и ко Дню Военно-Морского флота на школе в селе Белоусово появилась мемориальная доска в честь героев-моряков, выполнена копия лодки «Кореец» в парадном исполнении.

Работа в архивах велась с 2013 года. Роман Сергеев списывался с Русским географическим обществом, архивами и музеями России. Неоценимую помощь оказала кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории пединститута ИГУ Лариса Салахова, которая помогла организовать фотовыставку уникальных документов.

Без помощи жителей Белоусовского муниципалитета, педагогов школы мы бы не обошлись, – вспоминает Роман. – Серьезно поддержал нас благотворительный Иркутский фонд «Звезда» в лице директора Юрия Кононова. С историческими документами помог историк из Саратова Николай Пахомов, прочитавший в газете «Областная» статью о наших героических земляках. Он свел нас с московским исследователем истории русского флота Виктором Катаевым, предоставившим уникальные фото, которые и разместили на мемориальной доске.

Внук марсового с «Корейца» Алексея Прокопьевича Белоусова Владимир Толмачев также сохранил уникальные семейные фотографии.

Для меня важно, что восстановилась историческая справедливость, ведь подвиг наших русских матросов в советское время был позабыт. Я горжусь своим дедом-героем, – подчеркнул Владимир Михайлович.

 

Трагедия парохода «Революционный»

Сегодня Роман Сергеев работает над новым проектом – возвращает из небытия трагическую историю ленского парохода «Революционный», который называет сибирским «Титаником».

Эти события произошли в августе 1933 года. Специалисты обнаружили на Колыме богатое месторождение золота, так необходимое молодому советскому государству. Но из-за плохого транспортного сообщения снабжение приисков продовольствием и техникой было затруднено. Надежда оставалась на морской путь.

Начавшееся строительство специальных буксирных речных судов к сроку окончания короткой северной навигации не успевало. На Колыму были направлены пароходы «Революционный», «Колхозник», «Леонгард», – рассказывает Роман Сергеев. – Это был непригодный для сложных арктических походов транспорт.

В середине лета 1933 года речные суда и баржи отправились в Лено-Колымскую навигацию. Караван из устья реки Лены дошел до порта Тикси.

В августе на море усилился ветер и разыгрался 6-балльный шторм. Суда с трудом пробивались через непогоду.

Во время пути капитаны пароходов заметили огромных размеров льдину «стамуху» и приняли решение укрыться за ней от шквального ветра.

Вскоре льдина начала крошиться, буксирно-пассажирское судно «Революционный» получило опасное повреждение. Вода начала его заливать, – продолжает Роман Сергеев. – Остальные суда из-за шторма не могли оперативно подойти на помощь к «Революционному», чтобы взять его на буксир. Пароход с пассажирами, среди которыхбыли дети и женщины, стал тонуть.

Команда «Революционного» мужественно и без паники начала эвакуацию людей. На борт спасательного судна, пробившегося к тонущему пароходу, были подняты 48 человек, из них 21 женщина и 14 детей. Двоих грудных малышей переправили с помощью троса в деревянных чемоданах. Экипаж «Революционного» упорно боролся за плавучесть парохода, однако тот стремительно погружался в ледяную воду, 23 члена команды погибли. Среди них был и 28-летний капитан Василий Таленков, сумевший оперативно организовать спасение пассажиров. Среди спасшихся была и его молодая беременная жена Александра.

И ста лет не прошло, а эту историю все забыли. Тем более, что в 90-е годы архив Качугской судоверфи сгорел. Подвиг экипажа «Революционного» как пример мужества людей в экстремальной ситуации достоин того, чтобы потомки о нем помнили. Люди знали, что погибнут, но проявили свои лучшие качества, – говорит Роман Сергеев. – Я хочу восстановить эту забытую страницу истории Ленского пароходства. А со временем есть мечта установить мемориальную доску, посвященную этому событию.

 

Знать все страницы истории

Еще один замысел историка и его соратников – установить в Белоусово стелу, посвященную морякам, уроженцам Верхоленского уезда, участвовавшим во всех войнах XX века. Идет большая архивная работа. А это значит, что из небытия вернутся новые имена и судьбы.

Роман и его коллеги продолжают и проект по истории местного Куленгского тракта, который в этом году отмечает своеобразный юбилей – 145 лет со дня реконструкции. Тракт играл большую роль в экономической жизни региона, по нему следовали все экспедиции, направлявшиеся на север.

Историком пединститута ИГУ Ларисой Салаховой и ее коллегами найдены уникальные документы.

Качугский Верхоленск старше Иркутска, но о нем знают и пишут нечасто. Поднимаем архивные документы, картина открывается потрясающая. Именно с Лены много ребят шло служить на флот, поскольку они имели хорошее 7-классное образование. В документах Верхоленского училища, например, сказано, что у ребят была такая дисциплина, как военная гимнастика, укрепляющая тело и дух, – поделилась Лариса Марсовна. – Когда читаешь про описание магазинов, складов, торговли, понимаешь – в этой глубинке был невероятный размах, тут кипела жизнь. Одна Никольская ярмарка в Качуге чего стоит! Мы хотим описать историю этого края, показать жизнь людей, которые обживали это пространство.

В музее школы села Белоусово команда Романа Сергеева составляет экспозицию по истории речного флота на Лене. Энтузиасты связались с моделистами из Санкт-Петербурга, чтобы выполнить копии пароходов, которые ходили по Лене. Среди них – «Тихон Задонский», «Революционный» и пароход «Верхоленец», собранный на верфи в Верхоленске в 1902 году. Между прочим, кочегаром на нем работал матрос с канонерской лодки «Кореец» Василий Степанович Белоусов. Как отметила директор школьного музея Ольга Гладышева, патриотизм воспитывается с детства.

– Роман, почему для вас важно вернуть ушедшие имена и события?

Мы должны помнить наших героев и передавать память о них из поколения в поколение, воспитывая патриотизм на конкретных примерах. Мы мало знаем о событиях начала XX века, так уж сложилось. Нужно знать все страницы истории. Не зная этого, мы не построим свое будущее.