Хранители сибирских песен и плясок
Фольклорному ансамблю «Оберег» исполнилось 30 лет
Недавно на сцене Иркутского музыкального театра им. Н. Загурского с большим успехом прошел концерт «Люди-маяки», который незадолго до этого представлял Иркутскую область на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Выступление наших артистов в Москве было отмечено как лучшая концертная программа выставки.
В основу программы «Люди-маяки» легли бурятские, русские и казачьи песни, горловое пение, фольклор сибирских деревень, танцы народов Приангарья.
Концерт состоял из номеров в исполнении народного фольклорного ансамбля «Оберег» Иркутского областного Дома народного творчества, народного ансамбля танца «Палитра» Иркутского областного колледжа культуры и Государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы».
На протяжении 30 лет Наталья Дмитриева, одна из основательниц фольклорного ансамбля «Оберег», вместе с единомышленниками собирает песенную и танцевальную традиции Приангарья. Какие песни запевали на вечерках девушки и парни, что танцевали в тесных избах посреди сибирской тайги – об этом в нашем материале.
Фольклор со студенческой скамьи
В преддверии 30-летнего юбилея мы встретились с основателем и бессменным руководителем «Оберега» Натальей Дмитриевой, а также ее семьей, в полном составе входящей в ансамбль. За три десятилетия пройден путь от студенческого кружка до коллектива, поставившего своей целью возродить певческую традицию Приангарья.
– Наталья Владимировна, сегодня «Оберег» не нуждается в представлении, а как все начиналось?
– Когда я училась в музыкальном колледже на втором курсе, пришла работать тогда еще в колледж гражданской авиации. Образовали кружок, в составе которого были одни парни, меня взяли хормейстером. Мы начали выступать, нам пошили первые костюмы. Именно с тех пор, то есть с 1994 года, считаем, ведется история коллектива.
– Сразу ли появились название?
– Название мы придумали 13 февраля 1996 года. У товарища был день рождения, мы вдруг задумались, а почему у коллектива нет названия? Вариантов было много, но остановились на «Обереге», с ударением на букву «О». Это охранный амулет, а мы сохраняем народную культуру, – говорит Владимир, муж Натальи Владимировны.
– Сколько выступаем, но всего один раз нас назвали правильно, с ударением на первую букву, – отметил сын Андрей.
– А один раз нас даже объявили: «Об берег»! – смеется старшая дочь Натальи и Владимира Евгения.
– Тяжело ли сочетать семейные обязанности с творчеством?
– О совмещении не идет речи, мама наш руководитель, мать коллектива, – говорит Владимир. – Человек не на работу ходит, она этим живет. Мы и дома говорим о том же самом, что и на репетициях. Уже много лет большой отдых проходит всем ансамблем. На днях рождения присутствует большая часть состава. Дети пришли со школы, с секций и с нами в ансамбле находятся. Очень удобно: они всегда с тобой, поют.
– Когда дети подросли, стало проще, а когда были малышами?
– Помню, поехали на фестиваль «Байкальские перезвоны», Андрюшка был в коляске под сценой, а мы со сцены смотрим за ним, – вспоминает Наталья Дмитриева. – Потом на сцену поставили лошадку, он и качался на ней. В семь лет Андрей у нас уже поехал на фестиваль, пытался шашечку крутить.
Владимир добавляет:
– Коллективу, который после нас выходил на сцену, говорили: «Присмотрите за ребенком, пока мы выступаем».
На сцене – три поколения
В фольклорном ансамбле задействованы дети четы Дмитриевых: Евгения, Ксана и Андрей. Теперь к репетициям присоединяется и третье поколение – внук Миша. «Он все наши песни знает, стараемся приобщить», – отзывается о внуке Наталья Дмитриева. Это самый первый и взыскательный слушатель коллектива, присутствующий почти на всех репетициях.
– Мы зовем его «сыном полка». Он у нас везде: за сценой, под сценой, – рассказывает о сыне Евгения.
– Евгения, Андрей, всегда ли вам удавалось сочетать учебу с ансамблем? Случались ли перерывы?
– В 14 лет у меня начал ломаться голос, решил сделать перерыв, чтобы не испортить голос, – говорит Андрей. – Вернулся к песням в 17 лет. А еще небольшой перерыв был, когда я уехал учиться, но временами из Красноярска сюда мотался на выступления.
– В составе «Оберега» вы находились с детства, а сейчас ваша основная работа как-то связана с культурой?
– Я работаю в Доме народного творчества специалистом по методике клубной работы, – говорит Евгения. – По образованию я педагог дополнительного образования и сейчас учусь на искусствоведа. Ксана у нас окончила колледж культуры – направление хореографии, она помогает с постановкой танцев, движениями. Иногда мама приносит какую-то схему, и они вместе ее разбирают на движения.
Большая семья
– Наталья, сколько сейчас в «Обереге» участников?
– Нас 12 человек, из которых сформировано шесть пар.
– Все ли артисты коллектива имеют специальное образование?
– Сейчас практически все девчонки у нас с музыкальным образованием. Румия Ахметчина окончила колледж культуры, Аня Степаненко, до того, как пришла к нам, работала юристом, пошла в культуру и получила вторую магистратуру в этой сфере. Галя Золотарева приехала к нам из Читы, пела в «Забайкальских казаках», Диана Фазлинурова окончила Казанский институт культуры, сейчас работает в школе, музыку ведет. У дочки, Жени, – музыкальная школа, Ксана – хореограф. Владимир по основной специальности диспетчер тепловых сетей, Андрей строитель, Леша Кондратенко – наш баянист, работает инженером, Ваня Смирнов – архитектор, он один из разработчиков 130-го квартала. Семен Бондарчук работает инженером на авиазаводе, Игорь Сукманский – в Ремесленном подворье. У нас из коллектива четыре человека работают в Доме народного творчества.
Под крылом Дома творчества
С 2017 года «Оберег» состоит при Иркутском областном Доме народного творчества. Но перед этим был непростой период – в 2016 году существование коллектива находилось под вопросом.
– До Дома народного творчества случился небольшой спад – в институте решили, что студенческий клуб им не нужен, и нас всех сократили. Хочу сказать, слава богу, что мы теперь при Доме народного творчества, который дал нам много возможностей, – говорит Наталья.
– Силами коллектива мы скидывались и арендовали зал для репетиций, – вспоминает Евгения. – Показательно, что в критический момент коллектив не распался, мама удержала.
– Что изменилось с переходом под крыло Дома народного творчества?
– Нас оценили по достоинству! – говорит Владимир Дмитриев. – Постепенно сформировалась культура народного костюма, но не всегда было так. Представьте: 1996 год, мода на кожаные куртки, и мы в народных костюмах. Атласные рубахи, штаны, сшитые Натальей, и в таком наряде группа заходит в троллейбус – глаза у народа были вот такие! Та же самая реакция, если в народном костюме заходили в продуктовый киоск. Постепенно люди привыкли, относятся спокойнее, и дети охотнее идут в коллективы.
– Наталья, на ваш взгляд, насколько изменилось отношение к народной культуре за эти 30 лет?
– У людей появляется интерес. Один раз я села в такси, и в салоне играл фольклор! Я была в шоке. Люди начали слушать такие вещи! Поинтересовалась, даже, задействован ли водитель в этой сфере, оказывается, ему просто было интересно послушать. Надо сказать, что даже тогда, мы нашли очень хороших друзей, например, Ольгу Ивановну Михееву. Она настолько увлеченный человек! Спасибо ей огромное, низкий поклон, не было бы никакой у нас народной культуры, если бы не она. Она организовывала фестивали, привозила людей. Раньше если ты поешь песню а-капелла, тебя бы не поняли. Многие организаторы просят что-то быстрое, яркое, шоу, вроде баяниста, играющего вверх ногами. Но если ты выходишь и начинаешь петь, народ застывает, замирает. А потом: «А давайте еще!». Реакция радует.
Песню запевай!
– Наталья, фольклор создан для большой сцены?
– Фольклор большой сцены не предполагает, это камерное творчество. Его надо петь, как предки. Если мы выходим на большую сцену, то поем его в обработке, сами пишем минусовки. Постоянно проводим День фольклора, люди приходят, коллективы, смотрят, греют душу. Так как мы работаем в областном учреждении, часто вступаем на городских мероприятиях и часто это – большие сцены – Музыкальный театр, Дворец спорта «Труд», сцена сквера Кирова, поэтому мы поем песни, которые будет слышно издалека. Естественно, это не совсем фольклор, поэтому делаем обработки.
– Какого репертуара в «Обереге» больше: песенного или танцевального?
– Стараемся, чтобы было 50 на 50. Большое внимание уделяем танцам. У нас работал «Клуб реконструкции сибирского танца», но какое-то время мы его не проводили, с осени планируем возобновить. У нас, отдела фольклора и этнографии, запланирована поездка по Иркутскому району. Одно дело, когда я показала – участники мастер-класса повторили, другое дело – работала с носителем культуры, когда ты видишь человека, который поет. Это совсем другое ощущение, – уверена Наталья Дмитриева.
Фолк-лаборатория
– Как связана ваша работа в Доме народного творчества с деятельностью ансамбля?
– Мы позиционируем себя как методическую лабораторию, потому что проводим мастер-классы, рассказываем о фольклорном танце. Нами реализован проект «Сибирская кадрель», которую теперь танцуют по всей области! В в Куйтуне, Саянске, Усть-Илимске проводятся мастер-классы. Сдвинулось с мертвой точки! У нас же была своя народная хореография в Иркутской губернии.
Надеюсь, что летом удастся поехать в Чунский район. Мы вместе с Натальей Савиных – заведующей отдела, нашли хороший архивный материал о Чунском районе. До 1918 года Чуна административно принадлежала Красноярской губернии, и все материалы у них хранятся. Хотим этот пласт нематериального культурного наследия реконструировать, записать альбом и видео. Это наши планы на конец 2024 года.
– Какие еще планы у «Оберега» в юбилейном году?
– Мы провели большой концерт совместно с «Палитрой» и «Степными напевами». Это повторение концертной программы, которая прошла на сцене ВДНХ. Осенью в филармонии пройдет акустический концерт, очень хотим показать фольклор нашей области.