В ожидании лета
Фольклорный ансамбль «Родники» из Усть-Илимска провел реконструкцию старинных обрядов
Почему стрелу хоронят? Как по полену узнать, каким будет урожай? Почему щука – всему голова? Об этом рассказали и показали участники фольклорного ансамбля «Родники». Реконструкция старинного обряда плодородия состоялась в Ремесленном подворье Иркутского областного дома народного творчества.
Хороводом вдоль улиц
Если чучело Масленицы сжигают, провожая зиму, то хоронят стрелу при встрече лета. Старинный обряд, призванный обеспечить обильный урожай на полях, продемонстрировали участники фольклорного ансамбля «Родники» из Усть-Илимска.
Традиционное время проведения обряда выпадает на праздник Вознесения Господня, на 40-й день после Пасхи. В 2024 году православный мир Вознесение встретит 13 июня. Сцена Ремесленного подворья – деревенский двор, похож на те, что были в деревнях Березово, Тушаме и Едарме, ныне не существующих. Участники ансамбля – потомки жителей этих селений, затопленных при вводе в эксплуатацию Усть-Илимской ГЭС.
Мужичок в желтой атласной рубахе бренчит на балалайке. «А ты чего сидишь? Вознесение скоро!» – журят его женщины.
– Именно с Вознесения крестьяне начинали водить стрелковый хоровод, непосредственно связанный с обрядом «Похороны стрелы». У нас есть много хороводов, они не только круговые, игровые, но и линейные. Почему такие? Потому что в деревнях улицы были узкие, водить хороводы было неудобно, никак не разойдешься. Жители вставали в ряд и, как рассказывали бабушки, бегали, держась за руки, змейкой. Сам обряд знаменует собой границу между весной и летом, – рассказывает руководитель фольклорного ансамбля «Родники» Марина Жмурова.
Как и в старые времена, обряд открывает песня «Полети стрела». Руководитель «Родников» отмечает, песня – не типичная для жителей Сибири, завезенная из Алтая второй волной поселенцев.
На хороший урожай
Так все же, что за стрела такая?
Марина Жмурова рассказывает:
– Кто-то предполагает, что стрела связана с формой хоровода, когда люди идут линией, а кто-то ассоциирует с молнией. Ведь именно после Вознесения начинаются первые грозы, идут дожди. Стрела – это ритуальный предмет, например иголка. То, что пронзает и оплодотворяет землю. Сами «похороны» – жертвоприношение земле.
Со стрелой «хоронили» ленты, хлеб, веточки, соль и читали заговор на хороший урожай: чтобы солнце сильно не пекло, а дожди поля не заливали. Как отмечают участники коллектива, на западе России этот обряд жив до сих пор, а вот крестьяне Восточной Сибири только пели песни и ходили хороводом. Точнее, крестьянки. Главные участницы обряда – женщины детородного возраста. Мужчины принимать участие в «похоронах» стали позже в качестве зазывал, ряженых и музыкантов. Если в начале обряда деревенские отправлялись весенним хороводом, то после того как заветный мешочек со «стрелой» будет закопан на поле, обратно в деревню возвращались летним. Начиналась пора засевания.
Праздновали «Похороны стрелы» до поздней ночи и пели частушки, играли в «целовальные» игры: «Ураза, ураза, целоваться три раза!» – звучит над Ремесленным подворьем. Пара в центре хоровода звонко расцеловалась три раза в щеки. А еще в ночь Вознесения в деревне Березово было принято палить колоду, большое лиственничное бревно, заготовленное с прошлой осени.
– Мой дедушка Митрофан начинял колоду порохом и поджигал. Считалось, когда запаливали колоду, то Христос возносился на небеса. Затем люди считали щепки, оставшиеся от бревна. Если щепок много, то урожай будет хорошим. Их собирали, сжигали, а пепел высыпали на поле.
Какой деревенский праздник без застолья? Кто тарочки с брусникой принесет к столу, кто щучьи головы – символ гостеприимства в Ангарских деревнях, а ребятня с утра набирала береговой лук и намешивала со сметаной.
– Получался стол вскладчину, пели, плясали. Так заканчивалась весна, начинались летние работы.
Демонстрация обряда – часть культурно-просветительского проекта Иркутского областного Дома народного творчества «Этноквартал», с 2020 года знакомящий жителей и гостей Иркутской области с обрядовым календарем Приангарья. В пандемию проект существовал исключительно в онлайн-формате, но с 2024 года он вышел за пределы медиаплощадок.
– До пандемии мы успели провести лишь одно массовое мероприятие – Масленицу. А затем ушли в онлайн и начали снимать серию видеозарисовок, – рассказала директор Иркутского областного Дома народного творчества Людмила Герда. – Культурно-просветительский проект «Этноквартал» продолжился циклом радио- и телевизионных передач: это концерты фольклорных коллективов в прямом эфире и в записи, видеопутешествия по районам Иркутской области, истории талантливых жителей, сохраняющих местную народную культуру. В этом году фольклорные коллективы региона каждый месяц открывают в историческом 130-м квартале Иркутска гостеприимный «Этноквартал» и знакомят зрителей с давними традициями Иркутской области.