05.06.2024 10:52
Рубрики
Общество
05.06.2024 10:52

Иркутский Арбат

Особенности продвижения регионального сувенира

Фестиваль творчества «Иркутский Арбат» в теплое время года проходит каждую субботу на открытых площадках. Его мастера радуют жителей и гостей города произведениями декоративно-прикладного искусства. Чего только нет на прилавках: авторские украшения, оригинальные аксессуары, одежда и обувь, всевозможные игрушки, деревянная посуда, разноцветные пряники и еще много интересного. Все это сделано, а часто и придумано теми, кто стоит за прилавком.

В этом году первый «Иркутский Арбат» в сквере им. Кирова собрал 199 мастеров из Иркутска, Ангарска, Братска и Улан-Удэ (Бурятия). Куратором этого движения и одним из идейных вдохновителей уже более десяти лет выступает Наталья Малыгина. При поддержке администрации города «Иркутский Арбат» помогает мастерам представить свое творчество потенциальным покупателям. При этом, в отличие от многих других ярмарок, участие в нем бесплатное.

– Наталья, расскажите, как появилась идея «Иркутского Арбата»?

– Первый «Арбат» – ярмарка, на которой мастера стали регулярно представлять свое творчество, появился в Ангарске в 2009 году. Я тоже принимала участие, но ездить из Иркутска было далеко. Нам с Ириной Мартыновой пришла в голову мысль организовать подобную ярмарку в Иркутске. С этой идеей мы пошли в администрацию города. Правда, поддержали нас не сразу, думали, что мероприятие будет затратным. Но благодаря тому, что мастера участвуют со своим оборудованием, городу только оставалось предоставить площадку. В итоге администрация Иркутска поддержала наш проект в 2013 году. И с тех пор мы работаем с отделом по связям с общественностью. Они определяют место, где мы будем представлять свои работы, анонсируют мероприятие.

 

– Сколько человек объединяет «Иркутский Арбат»?

– В нашем сообществе более тысячи мастеров. Разнообразие по направлениям творчества огромное – от сувенирных пряников до одежды. Но больше всего авторов делают вязаные игрушки. Причем участники «Иркутского Арбата» – люди разных возрастов и профессий. Есть пенсионеры, инвалиды, молодежь, люди среднего возраста. Профессиональные мастера и те, для кого декоративно-прикладное искусство – это хобби. Конечно, текучка у нас большая. Кто-то участвует в ярмарках постоянно и находит своих клиентов, кто-то приходит, понимает, что это не его, и уходит. Ведь ярмарка – это, прежде всего, возможность представить свое творчество людям, получить отклик, посмотреть, что делают другие, пообщаться с мастерами.

 

– Кто вы по профессии, как увлеклись созданием сувенирных пряников?

– Я учитель технологии, профессия помогает мне в творчестве, в том числе проводить мастер-классы. Кстати, первое увлечение, с которым я начала выходить на ярмарки, – скрапбукинг. Стала этим увлекаться в декрете, начала делать открытки. Кстати, я и сейчас этим занимаюсь, у меня есть постоянные заказчики. А пряники начала делать случайно. Торговый центр, с которым мы сотрудничали, предложил принять участие в «Фестивале сладостей». Выходить нужно было 3 января, но наши мастера могли выйти только 5 января, и тогда мы с Ириной Мартыновой приняли огонь на себя – сделали первые пряники и вышли с ними на фестиваль. Потом увлеклись этим делом, каждая доработала свой рецепт теста, ведь пряники – продукт капризный. И начали работать, ведь оказалось, что это очень востребованный кондитерский сувенир.

 

– Иногда на «Иркутском Арбате» появляются участники, которые продают не свой товар. Как вы к этому относитесь?

– Мы следим за этим, стараемся, чтобы не было подделок, китайского товара. Часто то, что предлагают мастера, нам не подходит. Например, в этом году к нам хотела присоединиться девушка, которая плетет афрокосы. И мы ей отказали, потому что это не наш формат. «Иркутский Арбат» – не рынок, где можно продавать все что угодно. Наше основное направление – региональный сувенир. И работы, которые продаются на нашей площадке, как минимум, должны быть сделаны руками мастера.

 

– Вы ведь уже много лет принимаете участие во Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир» и представляете там работы мастеров «Иркутского Арбата»?

– Да, с 2016 года. Сначала съездила сама, много полезного там почерпнула. Основатель и идеолог Национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards, Всероссийской туристской премии «Маршрут года» и Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» Геннадий Шаталов обучал нас, каким должен быть региональный сувенир – от содержания до упаковки. Потом я начала возить и представлять на конкурсе работы наших мастеров, ведь не у всех есть возможность поехать туда. Нужно отметить, что мы достойно представляем наш регион. Например, в прошлом году Иркутск вошел в тройку лучших городов – изготовителей сувениров России. Нужно отметить, что так мы повышаем индекс туристической привлекательности региона, ведь при его оценке учитывается количество лауреатов конкурса. В этом году в финал прошло 112 сувениров из Иркутской области.

 

– Жаль, что сами мастера не всегда могут представлять свои сувениры на этом конкурсе.

– Да, не у всех есть средства оплатить дорогу и проживание. Но, конечно, когда сам автор представляет свой сувенир, шансы на победу возрастают. И многие регионы выделяют деньги на то, чтобы их мастера смогли защищать честь региона в финале. Не говоря уже о том, что участие в таком мероприятии расширяет кругозор, повышает намеренность, дарит много новых знакомств и впечатлений, которые потом положительно сказываются на творчестве.

 

– «Туристический сувенир» проходит в разных городах, у организаторов не было идеи провести его в Иркутске?

– Во многом это зависит от желания региона. Но мы в этом году пригласили Геннадия Шаталова в Иркутск. Если все получится, то он проведет семинар для иркутских авторов.

 

– Рынки всего мира давно заполонили китайские сувениры. На ваш взгляд, реально с ними конкурировать?

– Пока мы не можем конкурировать с ними по цене, это зависит от многих факторов, но вполне можем конкурировать по качеству. Можно сказать, что рынок сувенирной продукции повернулся в нашу сторону. Сегодня по востребованности 50% – это оригинальные произведения местных мастеров и 50% – сувениры, произведенные в Китае. Думаю, все в наших руках. Как говорится, дорогу осилит идущий!